25 ноября, понедельник
-3°$ 102,58
Прочтений: 3661

Круглый стол лучше пикета?

Фото: vtomske.ru

Минувшая неделя выдалась неспокойной в свете странных рокировок с протестными акциями. Томская оппозиция готовилась к всероссийскому Дню гнева, который был намечен на 20 марта. В 50 городах России должны были пройти акции протеста. На этот день в Томске было заявлено сразу несколько пикетов, однако в итоге с ними вышел своеобразный конфуз.

Первый организатор – известный томский правозащитник Владимир Губа – за несколько дней до акции отозвал заявление из-за проблем со здоровьем. Второй – Вадим Тюменцев – заявил, что его заявление в мэрии не приняли, хотя в муниципалитете сообщили, что никаких заявлений он не подавал. В итоге организатор акции в поддержку отбывающего наказание Сергея Зайкова, ударившего губернатора, решил проводить свой пикет несанкционированно, за что его и забрали с места событий стражи порядка.

Наконец, третья сторона – недавно возникшее общественное объединение «Союз томских инициатив» (СТИ) - вдруг решила изменить формат своей акции протеста, которую намеревалась проводить в субботу. Мэр Николайчук предложил пикетчикам собрать круглый стол, чтобы перевести обсуждение накопившихся проблем в конструктивное русло. Представители СТИ согласились, чем вызвали у многих томичей непонимание и даже негатив. Пока на просторах томского Интернета бурно комментировали произошедшее, в мэрии обсуждали инициативы общественности и решали, что с ними делать дальше.

К часу дня пятницы в зале заседаний горадминистрации собрались заммэра Александр Мельников, председатель комитета по местному самоуправлению Татьяна Макогон, депутат городской думы Олег Правдин, глава организации «Томские общаги» Ирина Байгулова, Андрей Иванов из «Томской инициативной группы», а также представители других общественных объединений, вошедших в состав «Союза томских инициатив» - группа родителей детей-инвалидов, активистов ИЖС, работников здравоохранения, движение автовладельцев, «Общественное объединение потребителей Томской области» и другие. Самого мэра, предложившего протестующим пойти на диалог, в зале не было, однако это не помешало сразу расставить точки над «и» и понять, чего хотят от власти представители народа и чего хочет от них сама власть.

Первым слово взял глава ТИГ Андрей Иванов, который попытался обрисовать ситуацию с неформальными объединениями в нашем городе. Он указал на то, что в последние годы в Томске растет число протестных акций, организаторами которых зачастую становятся обычные граждане, не состоящие ни в каких общественных организациях, а значит, не имеющие другой возможности высказать свою точку зрения на какую-либо проблему, чтобы при этом быть услышанными. Одновременно государство усложнило процесс официальной регистрации неформальных общественных объединений, создав гражданам дополнительные препоны для налаживания диалога с властью.

- Все здесь собравшиеся - люди состоявшиеся, все имеем свое дело. Я хочу отметить, что мы не маргиналы, которые ходят по митингам ради самих митингов. Мы представляем определенные социальные группы и не понаслышке знаем о проблемах, которые намерены здесь решать, - обращался к заместителю мэра Иванов, подчеркивая серьезность намерений СТИ. – У нас есть ряд предложений по улучшению работы власти в различных направлениях, и мы хотим, чтобы они учитывались при принятии каких-то нормативных документов. Хотелось бы выработать конкретный механизм взаимодействия представителей общества и власти.

Чтобы дело пошло быстрее, члены СТИ разработали свой проект трехстороннего договора между объединением томичей, мэрией и депутатами городской думы, в котором расписали права и обязанности сторон. В документе, в частности, говорится, что мэрия должна направлять чиновников по приглашению Союза для участия в его заседаниях, а также предоставлять в полном объеме информацию о деятельности своих структур и подразделений, если эта информация не является секретной в соответствии с законом. Аналогичные обязанности возложены и на гордуму.

Что касается самого Союза, то он берет на себя участие в решении проблем по актуальным вопросам жизнедеятельности города. Это разработка и реализация соответствующих проектов, организация общественно-политических мероприятий, консультации жителей. Также СТИ может направлять своих представителей для рассмотрения вопросов особой важности в думу и мэрию. При этом обе стороны должны проводить совместные заседания не реже двух раз в месяц, не чаще, чем раз в квартал запрашивать отчет о деятельности друг друга и выносить проекты решений на обсуждение участников соглашения.

В свою очередь Ирина Байгулина подчеркнула, что «Союз томских инициатив» не должен стать очередной структурой при власти.

- Нам не хотелось бы попасть в ловушку, поэтому мы подготовили свой проект договора. Мы самодостаточные люди, нам не нужны ни гранты, ни какие-то ресурсы, мы сами по себе. Не идя на обоюдный диалог, мы сами делаем себе проблемы – и власть, и общество. Об этом свидетельствуют все предвыборные кампании. С одной стороны, видно, что есть люди, которые боятся потерять должность или какую-то иную выгоду, с другой – есть псевдооппозиционеры. Причем эти две категории людей тесно взаимодействуют и им не нужно, чтобы проблемы решались – это невыгодно.

Заммэра Александр Мельников в ответ заявил, что власти всегда шли навстречу гражданам в плане создания диалога, независимо от того, есть ли у организации, которую они представляют, регистрация или нет. Однако ему указали на то, что, например, по новому Положению «Томская инициативная группа», являясь незарегистрированным объединением, не может войти в состав Палаты общественности.

- Но ведь Палата общественности – не единственный вариант для взаимодействия с властью? Создайте свою платформу, дискуссионный клуб, куда любой человек, любая организация могла бы прийти и быть услышанными, - обратилась к представителям СТИ председатель комитета по местному самоуправлению Татьяна Макогон.

- Мы не хотим дискутировать, мы готовы решать проблемы, у нас есть свое видение, как это сделать, - ответил ей Андрей Иванов.

- Но вы же понимаете, что такого никогда не будет, - возразил ему Мельников. – Любое ваше предложение должно подвергнуться экспертизе – укладывается ли оно в рамки закона, соответствует ли интересам горожан в целом, а может оно требует более широкого обсуждения, нежели только в этой вашей томской инициативе. Подписав соглашение, мы закрепим диалоговую форму общения, а форма участия в принятии решений – это нечто иное. Надо подумать, может, стоит изменить какие-то положения думы, хотя сегодня, на мой взгляд, институтов для широкого обсуждения предложений по решению каких-то проблем достаточно – это Общественная палата, публичные слушания….

Свое негативное мнение по поводу «рупоров для обсуждения» выразил один из членов СТИ по имени Александр. Общественная палата и другие указанные структуры, считает он, сегодня только делают вид, что работают.

- Палата решает зачастую какие-то эфемерные задачи, создавая у общественности иллюзию, что она чем-то занимается. На деле пользы от нее нет. Наша же задача – именно решать проблемы. Тем более, что многие из нас могут быть реальными экспертами в определенных вопросах, поскольку знают проблемы изнутри.

Наконец собравшиеся за круглым столом приступили к рассмотрению проекта соглашения. Александр Мельников вооружился ручкой и начал подправлять текст соглашения. Первым критике подвергся пункт о предоставлении мэрией и думой информации о деятельности своих структур.

По мнению вице-мэра, отчеты о работе отдельных подразделений и без того доступны томичам – они публикуются на сайте мэрии и их можно получить по запросу. Что касается взаимоотношений внутри структурных подразделений, то это вряд ли заинтересует инициативные группы, отметил он и порекомендовал доработать формулировку пункта. Мельников добавил, что в мэрии определят подразделение, куда будут направляться все запросы со стороны СТИ и готовиться ответы, чтобы не нарушать «штабную культуру».

Также не устроил заммэра и пункт, по которому городская дума должна в течение месяца рассматривать предложения Союза по изменению, дополнению и принятию нормативных актов для решения общегородских проблем. По его словам, процесс принятия решений может занять не один, а несколько месяцев.

В ходе беседы от членов Союза поступил вопрос о праве высказывать свои соображения на заседаниях комитетов думы Томска. Им посоветовали обращаться к депутатам своих районов, которые, в отличие от присутствующих на собраниях граждан, имеют право голоса по Уставу думы.

- А если депутат не работает, как мне быть? – спросила глава «Томских общаг» Ирина Байгулина.- При этом меня отфутболивают отовсюду при попытке решить вопрос на месте. И пока не выйдешь напрямую на мэра или губернатора, процесс не сдвинется с места.

- С ноября наша группа занимается мониторингом того, как депутаты ведут прием граждан, - подхватил тему глава ТИГ. – В лучшем случае, этим занимается половина народных избранников.

Итог круглого стола подвела председатель комитета по местному самоуправлению мэрии Татьяна Макогон.

- В любом случае власть должна принимать решения коллегиально, с экспертизой общественности. Надо приглашать людей и интересоваться, все ли мы правильно делаем.

Чтобы не откладывать дело в долгий ящик, заммэра прямо в середине заседания пошел к градоначальнику, дабы уточнить, когда тот сможет принять представителей Союза для подписания соглашения. Тот ответил, что время найдется в понедельник.

Напоследок представители власти предупредили, что зал заседаний мэрии расписан, и не факт, что он будет свободен для собраний, инициированных СТИ в будущем – предоставление помещения, кстати, было одним из требований соглашения. Когда членам инициативных групп предложили проводить их в центре «Единой России», они скромно отказались. «Не хотите компрометировать себя связью с одной из партий?», - пошутил Мельников. Судя по лицам представителей общественности, в этой шутке была своя доля правды…