26 ноября, вторник
-6°$ 103,79
Прочтений: 6429

Магазин, где все товары без упаковки

Что такое Zero waste и как работает томский магазин без упаковки

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Течение Zero waste (ноль отходов) набирает обороты. Его главная цель — уменьшение количества мусора посредством многоразового использования предметов и вещей. Экоэнтузиасты пропагандируют данный стиль жизни по всему миру. В Томске уже два года работает магазин без упаковки «Два лимона». Его создательница — томичка Татьяна Сарычева — в прошлом работала в сфере IT. Поиски своего дела привели ее к бизнесу, связанному с экологией.

***

По данным Greenpeace, ежегодно в России выбрасывается около трех миллионов тонн пластика, огромный процент которого попадает на свалки, загрязняя окружающую среду. В России насчитывается 14 тысяч крупных мусорных свалок, суммарно занимающих площадь более четырех миллионов гектаров.

Автор концепции Zero waste Беа Джонсон разработала пять правил: Refuse, Reduce, Reuse, Recycle and Rot — отказ, сокращение, повторное использование, переработка и компостирование. Целью Zero waste является прекращение отправки любого мусора на свалки, в мусоросжигатели или в океан.

В рамках этой концепции работают магазины без упаковки. Первый такой маркет был открыт в Германии около десяти лет назад. В России магазины без упаковки появились в 2017–2018 годах, но пока они единичны.

В них обычно продают бакалею, сухофрукты, сладости, специи, косметику, духи, вещи для многоразового применения (металлические трубочки вместо пластмассовых, тканевые мешочки для продуктов). В магазине без упаковки вам продадут товар в вашу тару.

Магазин без упаковки в Томске

Zero-waste-магазин «Два лимона» работает в Томске с 2019 года. Его создатель Татьяна Сарычева рассказывает, что раньше она работала в сфере IT, но всегда хотела открыть свой бизнес.

— Мне было важно, чтобы этот бизнес был добрым и про еду, потому что я сама люблю готовить. Искала идею, и она пришла: продавать товары и продукты без упаковки. Тогда мне казалось это гениальным, единственным в своем роде. Позднее поняла, что таких, как я, много, особенно в Европе. Мне понравилась данная тема, и я ее начала развивать: это касалось не только продуктов, но и косметики, многоразовых товаров, — говорит Татьяна.

По ее словам, на первоначальном этапе очень помогали близкие, начиная с ремонта и заканчивая отдельными организационными и финансовыми моментами. Раскрутка магазина происходила благодаря постам в социальных сетях, а также таргетированной рекламе и сарафанному радио.

— Таргет обошелся в 100 рублей, после чего люди сами разнесли эту информацию. Так на нас в соцсетях подписались первые 500 человек. На само открытие пришло 100 человек, что было просто невероятно! Многие уже были со своей тарой, с экомешочками.

Изначально, когда магазин только открывался, закупалось то, что интересовало именно Татьяну. Работал принцип: «Что нужно мне, то, возможно, нужно и моим покупателям». Тактика оказалась рабочей. Позже стало понятно, что наблюдение за новинками других магазинов данного типа очень помогает в поиске товаров.

На данный момент ассортимент «Двух лимонов» представляет собой довольно большой список: косметика, бакалея, специи и орехи, полезные сладости, бытовая химия и свечи, а также экологичные альтернативы одноразовым вещам — бамбуковые зубные щетки, губки из люффы, авоськи, шопперы, металлические трубочки, термостаканы, фруктовки и многоразовые бахилы.

Так как концепция Zero waste предполагает собой нулевые отходы, то большинство товаров продаются на разновес, важное внимание уделяется упаковке: обычно напитки переливаются в тары покупателей, а также в перерабатываемую упаковку, будь то бумага, оборотные или очищенные и продезинфицированные б/у банки. Например, зубная паста на полках хранится в стеклянных баночках.

— Мы на развес продаем пасту в емкость, с которой пришел покупатель. То же самое со стиральным порошком, — поясняет Татьяна.

С началом пандемии коронавируса многие предприниматели начали бить тревогу, не справляясь с ситуацией. «Двум лимонам» удалось пережить 2020-й благодаря постоянным покупателям и организованной доставке.

— Многие постоянные клиенты заказывали даже то, что не являлось для них первой необходимостью, специально помогая магазину, — вспоминает томичка.

По словам Татьяны, у нее была попытка создать филиал магазина в Сургуте, но она не увенчалась успехом.

— Это дало мне понять, что Томск является более прогрессивным городом в плане экологии, — считает девушка.

Посетители магазина без упаковки представляют собой различные группы людей, начиная от ярых экоэнтузиастов и заканчивая веганами и девушками, предпочитающими натуральную косметику. Старшее поколение также положительно относится к данному течению, поддерживая покупками.

— Самый типичный клиент очень похож на меня: девушка 20–25 лет с тату или крашеными волосами и авоськой в руках. Таких примерно половина. Остальные все разные: и по возрасту, и по интересам, — объясняет владелица магазина.

***

Как считает основательница экодвижения Беа Джонсон: «Ноль отходов — это полная противоположность тому, что вы об этом думаете. Не нужно быть хиппи, тратить много времени и денег. Да, вначале вам потребуется время, чтобы понять, как подстроить систему под себя. Но потом вы забудете обо всех трудностях».

Сокращая круговорот мусора, вы даете шанс сохранить целостность окружающего мира дольше.

Материал подготовлен в рамках производственной практики студентов Высшей школы журналистики ТГУ