25 ноября, понедельник
-3°$ 102,58
Прочтений: 2832

Тайна иконописи

Рассказ иконописца Богоро­дице-Алексеев­ского монасты­ря Томска Николая Трофимова

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Иконопись считается духовным послушанием. Человек, изображающий Бога, должен мысленно читать молитву, работая над иконой. Но чем именно отличается написание иконы от живописи? Об этом и многом другом рассказал иконописец Николай Трофимов.

***

— Я родился и вырос в Томске, — рассказывает Николай Борисович. — С 13 лет начал ходить в иконописный кружок при воскресной школе Петропавловской церкви. Потом моя учительница уехала, и я начал обучаться у томского иконописца Георгия Родионова, был у него в подмастерьях. Мои родители не особо религиозные люди, но относились к моему занятию с симпатией.

После школы поступил в архитектурный институт (ТГАСУ). Но в свободное время продолжал заниматься иконописью в мастерской Георгия Родионова. Приходил тогда, когда было свободное время, тянуло к этому.

А после ТГАСУ я поступил в Троице-Сергиевскую лавру — крупнейший мужской монастырь Русской православной церкви с многовековой историей. Располагается он в центральной части города Сергиева Посада Московской области, на реке Конуре. Там я проучился три года, вернулся в Томск и теперь работаю здесь. В Европейскую часть России меня не тянет, здесь чувствую себя в своей тарелке.

Николай Трофимов пишет иконы при Богоро­дице-Алексеев­ском монасты­ре Томска.

— Иконописец — это художник, который специализируется на создании икон. Сами иконы создаются на деревянных досках, холстах, также они могут быть частью росписи стен храмов. Особенность профессии состоит в том, что неверующий человек никогда не станет иконописцем: не может быть иконописца, не имеющего никакого отношения к Церкви.

Иконопись и живопись — это совершенно разное, считает Николай Борисович.

— Их сложно сравнивать. Иконопись — это отдельный раздел. Есть несколько стилей иконописания, лично я стараюсь держаться новгородского и московского. Они чем-то похожи. Я использую их, потому что именно в этих стилях сохранилось больше всего икон. Если писать иконы в греческом или тверском стиле, то понадобится образец хорошей сохранности. Но, например, древнюю икону с большими утратами, большими потертостями мне будет тяжело писать. Реставрацией я не занимаюсь.

Как пишется икона?

— Мы используем натуральные пигменты, чтобы писать иконы. Краски покупаем у геологов, заказываем через Москву. Холсты приобретаем обычные, единственное, что холст наклеивается на доску. Поверхность для написания икон должна быть твердой — как вера.

Если разделить иконопись на этапы, то сначала я наклеиваю холст с использованием желатинового клея. В целом при иконописи используются натуральные материалы. Нужен настоящий клей, раньше его делали из рыбьих пузырьков, а сейчас он желатиновый. Далее наносится шпаклевка, выравнивается, после делается набросок. На рисунок наносится золото, икона начинает светиться, а после — краски. Когда икона раскрывается в цвете, я прорисовываю складки.

Весь процесс немного похож на сотворение мира по Библии: сперва делается что-то общее, как Бог сначала сотворил небо и землю. Потом он наполнил мир растениями, животными, а человек стал венцом творения. То же и с иконой: начинается все с менее важных деталей, в конце будет сотворение лика.

Если говорить о времени написания иконы, то все зависит от сложности и от размера, обычно от трех недель и больше.

***

— Жизнь иконописца должна быть подобна жизни клирика: человек должен быть искренне верующим. Когда я учился, к нам приезжал православный француз, он критиковал католиков, говорил: «Один аббат взял и нанял иудея, чтобы он расписывал храм. Но это ведь то же самое, если бы иудей начал читать проповедь». То есть, как в проповеди отражается внутренний мир человека, проповедника, так же он отражается и в искусстве.

Икона служит напоминаем о Боге. Когда человек сделал что-то плохое, ему становится стыдно смотреть на икону, это я по себе знаю. Человек показывает взглядом, к чему направлено его внимание и его сердце. У Нестора написано: «Святославу дарили разные красивые вещи, драгоценности и смотрели, как он будет их принимать». Драгоценности он брал небрежно, не глядя, а когда ему подарили оружие, то у него глаза загорелись. Человек взглядом выдает, к чему лежит его сердце.

Что касается расположения иконы. Я зашел к одному человеку и увидел, что икона у него стоит за телевизором в углу, и мне сразу понятно стало, какое место она занимает. Думаю, что все же человек поставит икону туда, куда велит ему сердце. Каких-то церковных догматов по этому поводу нет. Но внимание человека концентрируют какие-то угловые плоскости или выемки. Почему все иконы или картины с рамками, с углублениями? Потому что любое углубление концентрирует внимание. В древности люди поняли, что икону размещать лучше в углу.