Место, управляемое художниками
Чем закончился первомайский инцидент для художников из сообщества «арс котельная»
1 мая в Томске прогремела новость о задержании 20 человек, которые устроили в городе перфоманс. Все это можно назвать «веселым походом», так как его участники были одеты в забавную одежду, несли с собой рассаду, пели песни под гитару, фотографировались. В Пушкинском сквере их забрала полиция. Через пару часов томичей отпустили, но эта история привлекла к ним внимание, и вход в пространство, в котором собирались художники, попросту заварили.
История
«арс котельная» (ее авторы пишут название именно строчными буквами) — художественная самоорганизация, которая образовалась в Томске в 2018 году в здании котельной, заброшенном после пожара еще в 1980-е годы. Первая часть названия «арс» происходит от artist-run space — место, управляемое художниками.
Заброшенное здание художники вычистили — убрали мусор, шприцы и окурки. После одна за другой последовали выставки, концерты, в которых принимали участие не только томичи, но и жители других сибирских городов. Пространство «арс котельной» позиционировалось как творческая, образовательная площадка, где могут встретиться абсолютно разные люди. Деньги за вход художники не брали, никого спонсирования у них не было: все делали сами.
Сами художники отмечают, что «арс котельная» стала «экспериментальной площадкой разработки новых форм локальных искусств».
На карте «котельной» нет, имеется только площадка, принадлежащая застройщику. «котельная» — это пример всем известного сквоттинга, когда заброшенное здание заселяется лицами, не являющимися его юридическими собственниками.
«Великий поход»
«Первого мая зовем присоединиться к Великому походу», — так звучал призыв «арс котельной» для перфоманса. С собой предлагалось взять музыкальные инструменты, краски, стихи, блестки для лица, рассаду — все, на что хватит фантазии.
Планировалось пройти от здания «котельной» до набережной Томи, но «Великий поход» закончился задержанием и поездкой в отделение полиции. Правоохранители посчитали, что происходящее — это «несогласованный митинг». Через несколько часов всех участников перфоманса (порядка 20 человек) отпустили без составления каких-либо протоколов. Но им пришлось написать объяснительные.
Центр управления регионом по Томской области (ЦУР, государственное ведомство, отвечающее за мониторинг и обработку обращений граждан) опубликовало сообщение, что молодых людей задержали якобы на порчу памятника: губы бюста Пушкину в одноименном сквере были накрашены красной помадой, которую довольно быстро стерли.
Глава томского ЦУРа Александр Петухов прокомментировал данный факт следующим образом: «Пушкин не был голубым. А наши гомики его в своего перекрашивают. За это наказывать надо». Позже он удалил свое сообщение.
Участники «похода» отмечают, что у них не было с собой политических плакатов, какие-либо требования или лозунги они не выкрикивали.
— Первомайская акция — это неосторожность с нашей стороны, — комментирует ситуацию Александр Цой, постоянный участник сообщества «арс котельная». — С полученными последствиями нужно работать аккуратно.
Выселение
Томичи рассказали, что после общения с собственником земли, на которой стоит «котельная», стало ясно, что им придется оставить старую локацию и искать новое пространство.
«арс котельная» — уже не первая культурная площадка, прекратившая свое действие за последний год. Из-за пандемии закрылись Locus и «Подвал». В итоге художникам попросту не оставили места. Но аналогов событий, проводимых в «котельной», в городе нет.
Когда стало ясно, что локацию придется оставить, участники сообщества написали открытое письмо:
— Тот факт, что в Томске, который власти и жители часто называют «культурным и студенческим» городом, одна за другой закрываются независимые и государственные ориентированные на молодую аудиторию культурные площадки, (например Сибирский филиал ГЦСИ, SPLENDOR GALLERY, культурное пространство Flat и галерея Locus, салон «Подвал»), мы считаем провалом локальной культурной политики и все это время работали над исправлением ситуации. Мы готовы продолжать работу.
В поддержку сообщества свои подписи (на момент публикации материала) оставили 454 человека.
***
— Решение воспрепятствовать доступу внутрь здания я вижу в виде реакции на события Первомая и предыдущих контактов сообщества «арс котельной» с представителями органов внутренних дел, — говорит Александр Цой. — Пожалуй, даже сам застройщик не желает видеть сотрудников полиции и конфликты на территории своего земельного участка, чтобы не нести ответственность за любые возможные проблемные события.
Риск, что кто-то пострадает из-за аварийности здания — одна из таких причин, но та, которую проще всего озвучить. Но, как мы все понимаем, перечень причин может быть шире. Радует реакция наших товарищей: СМИ, депутатов, особенно с возможностью предоставления площадки от муниципалитета. Это хороший знак адекватного понимания сообщества — как мирных и здоровых на ум художников, работающих ради искусства, вне политики.
Александр уверен, что «арс котельная» сохранится как сообщество на новой площадке (или даже нескольких) и будет принимать участие в разных формах культурной активности.