23 ноября, суббота
-14°$ 102,58
Прочтений: 1279

Томские ученые предложили метод получения арктического мазута из старых покрышек

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Ученые Томского политехнического университета разработали технологию получения морозостойкого мазута из старых автомобильных покрышек. Для этого они апробировали метод паровой газификации, сообщили в ТПУ.

«По самым скромным оценкам, каждый год в России выбрасывается около миллиона тонн покрышек, в мире — около миллиарда тонн. Часть просто остается на свалках, где даже под действием обычного солнечного света покрышки выделяют токсичные вещества, часть сжигается со значительным объемом вредных выбросов, еще 30 % перерабатываются в крошку. Мы к покрышкам относимся не как к мусору, а как к источнику полезных для промышленности продуктов. И мы целенаправленно искали методы, позволяющие перерабатывать покрышки с максимальной пользой — экономической и экологической», — говорит заместитель директора Инженерной школы энергетики Томского политеха Владимир Губин.

В Научно-исследовательском центре «Экоэнергетика 4.0» ТПУ ученые создали экспериментальную установку. В ней под действием перегретого водяного пара исходный материал — мелкая резиновая крошка из покрышек — разлагается на полезные продукты. В частности, выделяются жидкие углеводороды — мазут.

Один из разработчиков технологии доцент Научно-образовательного центра Бутакова ТПУ Кирилл Ларионов рассказывает, что тема переработки покрышек развивается сегодня в разных странах, лидерами являются США и Китай. Обычно для переработки используется метод пиролиза. Это термическое разложение продукта. Процесс протекает в безвоздушной среде. В России есть несколько малотоннажных производств, занимающихся переработкой покрышек этим методом, однако они дают относительно небольшие объемы продукции, отмечает Ларионов.

В ТПУ предложили использовать метод паровой газификации: разложение резины происходит под действием перегретого водяного пара.

Исследования показали, что полученный мазут не замерзает и не теряет своих свойств при температурах до -50 °С (обычный замерзает в диапазоне от +10 до -10°С в зависимости от марки). При этом в этом мазуте примерно в два раза ниже содержание серы, производные которой относятся к основным загрязнителям атмосферы, отмечают ученые.


Фото: ТПУ

Мазут сегодня широко применяется в арктических зонах в качестве топлива для котельных и судов.

В настоящее время ученые политеха вместе с индустриальным партнером — компанией НПО «Инноватех» из Санкт-Петербурга — разрабатывают конструкторскую документацию на создание пилотной установки, способной перерабатывать до 300 килограммов резиновой крошки в час.

Отмечается, что, помимо мазута, технология также позволяет одновременно получать газ, который можно возвращать в технологический цикл, и технический углерод в виде мелкодисперсного порошка. Его можно использовать, например, в материалах для дорожного покрытия.