Нападения, рейтинг и networking: работа таксиста в Томске
Как работают томские таксисты и с чем им приходится сталкиваться на городских дорогах
Ни для кого не секрет, что таксист — это одна из самых востребованных профессий в современном мире. Но что входит в обязанности таксиста, помимо перевозки пассажиров?
***
— В первую очередь таксист — это человек, умеющий выстроить диалог с пассажиром и выйти из любой конфликтной ситуации, работа не должна быть механической, как у водителя маршрутки, — считает томич Дмитрий Спиридонов (мы разговаривали с Дмитрием в феврале 2021 года; на момент публикации материала наш герой сменил профессию — прим. ред.). — Как я пришел в профессию? Просто искал работу и решил попробовать таксовать. В 2012-м нашел объявление в интернете, позвонил, поехал в офис и устроился в такси. По образованию я тракторист-машинист сельскохозяйственного профиля. Какое-то время работал в колхозе на тракторе, но мне не понравилось.
Как начать работать в такси?
— На самом деле работать в такси нетрудно. Даже медведь может освоить профессию (смеется). Есть даже глухонемые таксисты. Сейчас, чтобы устроиться в такси, нужно три года водительского стажа с момента выдачи прав. Далее вы скачиваете приложение, регистрируетесь: сфотографировали права, себя, машину и поехали работать.
Днем работать легче, нежели ночью. Но днем меня больше всего раздражает категория людей «я же мать». Я детей люблю, у меня у самого двое ребятишек, но зачастую такие женщины думают, что им все что-то должны. Они неоправданно завышают свои запросы: просят качество сервиса выше, чем заказывают. Да, нужно ехать аккуратнее, но я не могу бежать впереди дороги с асфальтоукладчиком и класть сам асфальт, многие ямы отрабатываются подвеской: чтобы не создавать аварийных ситуаций, не обруливать, не выезжать на встречку. И, соответственно, дети: матери садят их в салон как хотят, даже не пристегивают. Чаще все проблемы начинаются с того, что женщины попросту не указывают, что они будут с детьми.
Постоянно в пути
— Да, таксист постоянно в пути, в городе это легко. Триста километров за смену лично для меня — ничего сложного. Хочу сказать, что работать можно в любое время, но я предпочитаю с утра и до вечера. Хотя у ночной работы есть свои плюсы, например меньше пробок. Существенный минус ночных смен — это пьяные люди. Бывает такое, что человек садится в машину еще адекватным, а к концу поездки он не помнит, куда едет и зачем.
У меня был такой случай: вышел мужчина из подъезда, сел в машину, мы поехали. Довез его до места, а он буквально выпал из автомобиля. Я отъехал, а он в подъезд не заходит, в сугробе лежит. Я решил, что надо помочь. Пассажир не мог достать ключ от подъезда, и удивительным образом мой ключ подошел. Я спросил, на какой этаж ему нужно, помог подняться и оставил там. Вроде бы на этом все, но на следующий день он мне позвонил и сказал, что его ограбили. Но, как оказалось позднее, никакого ограбления не было. Мужчина просто забыл вещи у друга. Тогда все закончилось хорошо, но бывают ситуации, когда люди забывают вещи в другом месте, обвиняют таксиста в краже, а потом таксисту приходится общаться с полицией, объясняться, что ничего не брал.
«В один момент я просто начал улыбаться»
В целом пассажир может потребовать закрыть окно, включить печку, убавить громкость музыки или выключить ее вообще. Это в экономклассе. В «бизнесе» подается машина премиального класса, но у нас в Томске по этому тарифу никто не ездит. В Томске нет «бизнеса», есть только класс «комфорт-плюс». Одно из условий комфорта — чтобы была хорошая машина.
Сейчас среди пассажиров больше молчаливых. Но зачастую мне попадаются очень интересные люди. Бывают и путешественники, но редко. Вообще таксист постоянно в курсе новостей: во-первых, ты постоянно в дороге, видишь, что происходит в городе, а во-вторых, узнаешь о событиях от пассажиров.
Есть такой термин — networking. Он понимается как полезные связи, когда ты заводишь интересные знакомства. У меня есть люди, с которыми мы общаемся, гуляем, занимаемся спортом. Я познакомился с ними на работе: когда-то эти люди были моими пассажирами.
Некоторые таксисты выполняют свою работу механически. Но я считаю, что работа таксиста не должна заключаться только в том, чтобы начать и завершить поездку. Водитель автобуса, трамвая, троллейбуса — это чисто механическая работа, там нет диалога с пассажиром. А таксисту иной раз и ребенка нужно успокоить, если мама не умеет. Бывает такое, что дети кричат, а у меня в бардачке конфетки припасены. Или молодые люди начинают выяснять отношения: можно нарваться на конфликтную ситуацию, а можно сказать какие-то хорошие слова и увидеть, как они помирятся.
«Сейчас такси — это приложение»
Уровень водителя определяется количеством выполненных заказов: месяц нужно отработать без выходных, выполняя в день не менее 25 заказов. Тогда ты получишь «золотой» уровень или даже «платину». Что это даст? Тебе будет видна конечная точка до того, как ты взял заказ, а также станет доступен разговор с сотрудником кол-центра.
Пассажиры, которые умудряются не заплатить за поездку, попадаются редко. Защиты никакой нет, есть компенсация неоплаченных заказов. Опять же не у всех водителей это есть, только с «золотым» уровнем. Если пассажир не оплатил заказ и убежал (в случае оплаты наличными) либо еще как-то обманул, то работодатель компенсирует это бесплатным промокодом на три часа. То есть три часа у вас не будут снимать комиссию с заказов. Комиссия идет 19 %.
Сколько зарабатывает таксист?
За одну смену я получаю примерно 5 200, плюс налог для самозанятых 4 %. За месяц выходит в районе 50-60 тысяч чистой прибыли. Сама организация получает 19 % с заказа. Я работаю с восьми утра до пяти вечера. С выходными — как получится, зачастую отдыхаю в будние дни.
Машина у меня своя, обслуживание также идет за свой счет. Вообще машину могут предоставить частные таксопарки. Наклейки на машинах дают привилегию в приложениях: у водителя с наклейками есть больше возможностей получить заказ.
Женщины таксуют наравне с мужчинами
Сейчас нет четких границ между мужским и женским, все стерто. Женщины таксуют наравне с мужчинами. К слову, раньше женщины тоже работали, в советское время. Но я считаю, что женщинам лучше не работать вечером, это небезопасно. Лично у меня нет знакомых женщин, работающих в такси. У таксистов-мужчин адекватное отношение к своим коллегам женского пола. А вот у пассажиров не всегда. Бывало такое, что просто отказываются ехать, увидев женщину за рулем. К сожалению, есть такие консерваторы, которые считают, что с женщиной ехать небезопасно.
О дорогах
С каждым годом качество дорог становится только хуже, а на парковках и вовсе сложно найти свободное место. А люди, в свою очередь, совсем забывают об ответственности на дорогах: это касается как пешеходов, так и водителей. Потому что сейчас все — в телефонах.
Женщины, как правило, идут и целеустремленно смотрят по сторонам, а молодые девушки часто выбегают из-за сугроба, буквально кидаясь под колеса, засмотревшись в телефон. Со мной, к счастью, такого не случалось, но у знакомых было. Как показывает практика, в подобных ситуациях пешеход всегда прав. Но я считаю, что ждать компенсации от водителя в больнице — не лучший выход. Для своей же безопасности будет правильно пропустить машину. И в правилах ведь написано, что пешеход должен убедиться в том, что его пропускают на пешеходном переходе. Но дело не только в пешеходах — водители также нередко забывают о безопасности, количество аварий растет.