23 ноября, суббота
-14°$ 102,58

Психологи: в Арктике дети счастливее, чем в селах Томской области

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Психологи ТГУ опросили школьников Томской области и арктических регионов в рамках исследования их субъективного благополучия и сравнили показатели. По итогам психологи сообщили, что дети Арктики чувствуют себя более счастливыми, чем их томские ровесники.

Как отмечают в Томском госуниверситете, субъективное благополучие — обобщенная оценка своей жизни как единого целого, которая включает как эмоциональные, так и относительно рациональные компоненты.

По словам психологов, субъективное благополучие является операциональным аналогом философского понятия счастья, а также взаимосвязанного с ним понятия качества жизни.

«Субъективное благополучие и девиация находятся в обратно пропорциональной зависимости. Чем комфортнее человек себя чувствует, тем реже он демонстрирует нежелательное или опасное поведение. Девиация среди подростков, от компьютерной зависимости, вредных привычек и до детской преступности, также связана, в частности, и с тем, как дети оценивают себя в учебе, насколько они уверены в своем будущем и чувствуют ли себя в безопасности в школе и дома», — отмечают в вузе.

Этой теме психологи и посвятили свое исследование. Работу проводили студенты факультета психологии ТГУ Владимир Бодур и Григорий Чемерской.

«Мы взяли ряд показателей из опросника, составленного нашим научным руководителем Светланой Тюлюпо и психологом ТНИМЦ Баирмой Дашиевой, и опросили две совершенно разные группы: школьников Томской области и детей, живущих на Севере. Мы решили посмотреть, отличаются ли у них позитивные и негативные паттерны поведения. Оказалось, что школьники, обучающиеся в условиях сельских поселений и малых городов арктической полосы, в целом более благополучны, чем школьники сел Томской области», — рассказал один из авторов работы Григорий Чемерской.

По словам психологов, у детей из Арктики выше показатели субъективного благополучия — чувство защищенности, четкость представлений о будущем, положительная оценка актуальной ситуации и эффективности себя в учебе.

Ниже у арктических ребятишек показатели отклоняющегося поведения — суицидальные переживания, зависимости, враждебность и другие, а также показатели маркеров тревоги и депрессии — негативная самооценка, отсутствие радости и удовольствия.

Также исследователи выяснили, что между этими показателями существуют специфические взаимосвязи.

«Школьники Крайнего Севера более склонны уходить в компьютерную зависимость или употребление вредных веществ, если они переживают тревогу по поводу будущего. Кроме того, у них более тесная взаимосвязь между отклоняющимся поведением и чувством защищенности в школе. Все это важно понимать, чтобы принимать правильные решения для профилактики негативных социальных явлений. Например, для школьников Крайнего Севера более эффективными будут мероприятия по социализации и профориентации. А для томских школьников — скорее, мероприятия по развитию общей культуры поведения, здорового образа жизни и тому подобное», — считает Григорий Чемерской.

В ТГУ отметили, что со своей работой студенты заняли второе место на Всероссийском конкурсе студенческих научных работ по арктической тематике среди организаций-участников Национального арктического научно-образовательного консорциума.