Мусорные игры
К чему приведет новая территориальная схема по обращению с отходами
После некоторых сомнений по истечении первого этапа публичного обсуждения нового проекта территориальной схемы обращения с отходами департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области в конце декабря издал указ об утверждении этой новой схемы.
Она предусматривает сокращение зон региональных операторов до двух, а это значит прекращение бизнеса в этой сфере ряда действующих операторов. Должностные лица департамента разместили свои прогнозы о том, что будет с тарифами на сбор и вывоз отходов в связи с принятием новой схемы. Данные материалы находятся в общем доступе, также они публиковались в СМИ.
Прогноз чиновников говорит о том, что тарифы на вывоз ТКО для жителей Томска и Томского района вырастут в три раза. Понятно, что такая информация, направленная в массы, не понравится действующей власти, поэтому в короткие сроки и.о. департамента господин Кривов выступил в СМИ с заявлением, что это будет не увеличение, а усреднение тарифов, так как, к примеру, жители северных районов сегодня за вывоз мусора платят больше, чем томичи или северчане. А при слиянии северных районов с Томском и Северском тарифы естественным образом усреднятся.
Давайте переведем на русский язык.
Новой территориальной схемой предусмотрено, что остается зона «Север», в которую входит город Стрежевой и Александровский район, и зона «Юг», в которую вошли все остальные территории. По словам господина Кривова, сегодня плата за обращение с ТКО для потребителей в отдаленных районах области «вдвое выше, чем в Томске, Северске и Томском районе, при этом нормативы накопления отходов там ниже».
«За счет усреднения общего тарифа плата граждан во всех муниципалитетах будет равномерно распределена для каждой категории объектов образования ТКО. Укрупнение зон деятельности регоператоров позволит разделить производственные, административные и иные затраты на обращение с ТКО на большее количество потребителей, и как следствие — снизить плату за услугу», — говорил Максим Кривов.
Получается, что затраты на обращение с ТКО, допустим, в Бакчарском районе хотят переложить на плечи жителей Томска? Вывод напрашивается только такой, ведь к росту числа потребителей объединение зон точно не приведет, только если внезапно к нам не приедут новые люди.
Власти, конечно, поспешили привести пример, что после объединения Кедрового в одну зону с Бакчарским, Кожевниковским и Шегарским районами размер тарифа для жителей Кедрового снизился с 600 до 380 рублей и плата уменьшилась практически в два раза. А в других районах объединенной зоны тариф увеличился незначительно, а ежемесячная плата потребителей выросла менее чем на семь рублей. Но суть от этого не меняется.
Далее переходим к математике и рассмотрим предложение об «усреднении» в цифрах. Для жителей Каргасокского и Парабельского районов увеличение тарифа прогнозируется почти на 20 % , для Кедрового, Шегарского, Бакчарского, Кожевниковского районов — в 1,8 раза, для Верхнекетского, Колпашевского, Чаинского, Молчановского, Кривошеинского районов — в 1,5 раза. Для Асиновского, Первомайского, Тегульдетского районов увеличение может составить более чем в 1,5 раза, для жителей Томского района и Томска — почти в три раза, для жителей Северска — 2,4 раза.
Где здесь усреднение? А для первой зоны («Север» — Стрежевой и Александровский район), где вообще ничего не меняется, увеличение тарифа может составить 1,4 раза.
Если власть поднимет до этих размеров тарифы действующим региональным операторам и получится организовать сбыт вторичных материальных по приемлемой цене, регоператоры сами на своих территориях организуют либо сортировку, либо раздельный сбор отходов. Напомню, что в 2016 году был построен доныне единственный мусоросортировочный комплекс в Северске — без всяких инвестпрограмм и поборов с населения. Только по одной причине — бизнес тогда видел перспективы.
К слову об операторах. Напомню, что с каждым из них департамент природных ресурсов подписывал соглашение сроком действия на десять лет, а когда проводились конкурсы по отбору региональных операторов, то одним из критериев являлась приведенная стоимость услуги, и участники конкурсов предлагали свои значения этого критерия.
В заключенных соглашениях прописано, что регоператор в течение десяти лет имеет право при осуществлении услуги получить доход в зафиксированной сумме, определенной по результатам конкурсной процедуры. Департамент, как уполномоченный государственный орган, подписав соглашение с региональным оператором, гарантирует соблюдение в том числе и данного условия. А сейчас департамент говорит о том, что с действующими региональными операторами соглашения будут расторгнуты по истечении двух-трех лет оказания услуги. То есть срок получения доходов, срок при котором государственный орган обещал получение дохода, будет сокращен в три-четыре раза.
Что нам говорит Гражданский кодекс РФ? В статье 310 части 2,3 говорится, что «в случае если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне. Предусмотренное настоящим кодексом, другим законом, иным правовым актом или договором право на односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, или на одностороннее изменение условий такого обязательства может быть обусловлено по соглашению сторон необходимостью выплаты определенной денежной суммы другой стороне обязательства».
А статья 15 ГК РФ указывает нам, как определяется данная сумма. Под убытками «понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)».
О какой сумме речь? Давайте рассмотрим на примере УМП «Спецавтохозяйство Томска». Условиями конкурсного отбора было определено, что САХ в течение десяти лет при осуществлении деятельности по сбору, транспортированию и захоронению отходов должно получить доход в сумме 3,69 миллиарда рублей. Если с 1 января 2022 года с ними расторгается соглашение, то сумма упущенной выгоды составит 2,7 миллиарда рублей. У других операторов суммы будут, конечно, скромнее, но и они будут составлять сотни миллионов рублей.
Но законы могут соблюдать, а могут найти запасные варианты. Расстаться с местным бизнесом возможно разными путями. Да и это уже было испробовано в недалеком прошлом. Не очень приятно, когда тебя кидают или лезут в карман.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора