23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 4613

А ларчик просто открывался…

О мусорной реформе и загадочных цифрах

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

В октябре 2020 года со стороны департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области в СМИ были опубликованы сообщения, что территориальную схему обращения с отходами необходимо пересмотреть. А именно: сократить количество зон региональных операторов с семи до двух.

Основанием для этого было приведено заключение экспертов публично-правовой компании «Российский экологический оператор» об экономической неэффективности деятельности региональных операторов в настоящих условиях. Причем самих действующих региональных операторов особо никто не спрашивал. Вернее, с ними общались другим, весьма оригинальным образом.

Для большинства жителей Томской области бюрократические, на первый взгляд, движения власти или неинтересны, или малопонятны. Но если вникнуть, то можно узнать много занятного.

Напомню, что в рамках реализации реформы обращения с отходами в феврале 2017 года была утверждена территориальная схема по обращению с отходами, в том числе с ТКО на территории Томской области. Конечно, эта схема не постулат, должна периодически изменяться и дополняться в зависимости от развития реформы. Но департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды изменял ее своеобразно. Например, в июле 2019 года из ранее существующей редакции территориальной схемы были исключены некоторые объекты и организации, имеющие лицензии на право обращения с отходами. И чтобы добиться возвращения в территориальную схему, организациям пришлось бороться с департаментом административными и судебными методами.

С публичного одобрения руководства департамента в Томске был практически свернут проект по развитию раздельного сбора и обработки вторичных материальных ресурсов в составе ТКО, ушли с рынка несколько предприятий по транспортировке отходов. Со своей техникой, контейнерным парком, что пришлось потом восполнять в спешном порядке за счет бюджета. Чья была эта жадность, а чья — глупость, выводов не сделано до сих пор.

Математическое моделирование нужного решения

В октябре 2020-го департамент озвучил решение о срочной необходимости изменения территориальной схемы обращения с отходами и сокращении зон регоператоров.

Портал 17 ноября публиковал следующую информацию: «Первоначальное разделение территорий на восемь зон себя не оправдало. За счет усреднения общего тарифа плата граждан во всем регионе будет распределена для каждой категории объектов образования ТКО. Пять из семи регоператоров являются субъектами малого предпринимательства и не имеют необходимого запаса финансовой устойчивости. Эта информация от и.о. департамента Сергея Кутепова.

По его словам, ни один из действующих операторов не имеет утвержденной инвестиционной программы по строительству реконструкции объектов обработки, утилизации и размещения ТКО.

«Были сделаны выводы, что финансовая модель отрасли по обращению с отходами на территории Томской области является критически убыточной. С учетом постройки дополнительных объектов инфраструктуры денежный поток увеличивается. В отрасли региона денег недостаточно для эффективного и стабильного функционирования», — пояснил Кутепов.

В связи с этим зоны планируют разделить на «юг» и «север». Это, по мнению департамента, позволит обеспечить возможность более длительного накопления ТКО на спецплощадках и сократить расходы на транспортировку. В следующем году планируют торги по выбору двух региональных операторов.

После первых заявлений департамента мы сделали запрос «Российскому экологическому оператору». В своем ответе РЭО сообщает, что они создали финансовую модель (далее — цитируем), «позволяющую оценить финансовую ситуацию отрасли в сфере обращения с ТКО и спрогнозировать денежный поток до 2030 года. Данная версия модели находится на стадии разработки и проходит апробацию в пилотных регионах.

Изначально модель опиралась на новую территориальную схему (ТС) по обращению с ТКО, которая находится на общественном слушании. В результате переговоров с регионом было принято решение разработать модель на основе действующей ТС. В итоге модель продемонстрировала значительный отрицательный поток на отрезке до 2030 года, что связано с завышенными, на наш взгляд, показателями затрат на транспортировку и захоронение отходов, 3 724 рублей/тонна и 1 238 рублей/тонна соответственно при необходимой валовой выручке 2 717 рублей/тонна».

Но ведь действующая территориальная схема предусматривает семь зон деятельности регоператоров, для которых разрабатываются и утверждаются отдельные тарифы с учетом их затрат. Мы получили копию протокола совещания о внесении изменений в финансовую модель развития отрасли по обращению с отходами на территории области от 15 октября 2020 года. В данном протоколе действительно указано, что затраты на транспортирование, обработку и размещение отходов в сумме составляют 5 027 рублей/тонна, где 3 724 рубля — транспортировка, 1 238 рублей — захоронение и 65 рублей — обработка.

Указанных затрат в существующих тарифах нет и близко. Они ниже в некоторых случаях в разы. Департамент подал для расчета единые затраты для всех территориальных зон — 5 027 рублей/тонна.

Для примера приводим данные, исходя из общедоступной информации. Затраты на транспортировку и захоронение для шестой зоны (Первомайский, Асиновский, Зырянский, Тегульдетский районы) — 3 386 рублей/тонна, для седьмой зоны (Томск, Томский район) — 2 086 рублей/тонна, для восьмой зоны (Северск с учетом тарифа на обработку) — 2 085 рублей/тонна. При этом затраты на транспортировку для Тегульдетского и Зырянского районов рассчитаны с доставкой отходов на полигоны села Первомайское и города Асино, а в седьмой и восьмой зонах образуется около 70 % ТКО Томской области. Откуда затраты, указанные департаментом в 5 027 рублей/тонна?

Теперь о том, как получили «критически убыточную модель». Для этого из данных по необходимой валовой выручке в 2 717 рублей/тонна нужно вычесть затраты на транспортировку и захоронение (для Северска еще и на обработку). По версии департамента, это 5 027. Получается -2 310. А теперь поставьте вышеприведенные цифры по отдельным зонам.

В связи с этим возникает вопрос: откуда ответственные чиновники взяли данные цифры? Ни в одной из семи зон и близко нет подобных установленных тарифов, учитывающих затраты в данных объемах (5 027 рублей/тонна).

Утверждение, что в отрасли не хватает денежных средств для эффективной работы по обращению с отходами, позволило сделать чиновникам следующий вывод — чтобы денег было больше, нужно из семи зон сделать две. Так при этом денег станет больше?

Для чего городят огород

На сегодняшний день все региональные операторы (кроме четвертой зоны: Кожевниковский, Шегарский, Бакчарский районы и Кедровый) представляют местный бизнес. Они здесь зарегистрированы, живут, платят налоги. Для чего планируется сверхмонополизация всей отрасли и объединение шести зон в одну (кроме первой: Стрежевой и Александровский район)?

Господин Кутепов из департамента поясняет: пять из семи регоператоров — представители малого бизнеса. А этому бизнесу, видимо, веры нет у томских властей. УМП «Спецавтохозяйство Томска» хоть и не малый бизнес, но в подобном раскладе тоже вон из региональных операторов. А кто же, по мнению чиновников Томской области, может спасти реформу?

Есть основания предполагать, что это — ООО «Экология Новосибирск», которое скромно вошло и с августа уже работает на территории четвертой зоны регионального оператора. Думается, что деревни Бакчаркого, Шегарского и Кожевниковского районов, а также Кедровый им мало интересны, хочется получить основной поток финансовых средств.

Оппоненты от власти могут возразить, что конкурсный отбор регионального оператора для объединенной зоны будет проходить законно и открыто. Но хочу задать вопрос: как будут расторгаться действующие соглашения с региональными операторами, которые были заключены сроком на 10 лет (до 2029 года)? Видимо, придется изобретать механизмы для их расторжения, как в случае с бывшим региональным оператором четвертой зоны деятельности ООО «САТП № 1412». А директор действующего регионального оператора в пятой зоне (Верхнекетский, Колпашевский, Чаинский, Молчановский, Кривошеинский районы) и вовсе успел летом этого года получить незатейливое предложение свернуть свой бизнес.

Еще интересная информация. По данным РБК, уставной капитал ООО «Экология-Новосибирск» — 100 000 рублей. В разделе «Аналитика» говорится: «Компания показала нулевую прибыль в последнем доступном отчетном периоде, что говорит о сложном финансовом положении. Расходы компании значительно превысили ее доходы, что говорит об убыточности организации. Компания относится к микробизнесу, что может ограничить возможности компании в выполнении своих договорных обязательств перед контрагентами».

Так чем микробизнес Новосибирска лучше малого томского бизнеса? С ним уже заключено соглашение о назначении регоператором четвертой зоны. А город и область отдавать не боитесь?

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора