20 сентября, пятница
+14°$ 92,70

Томские социологи научат учителей бороться с профвыгоранием

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Специалисты философского факультета и факультета психологии ТГУ завершили двухлетнее исследование, посвященное социальной апатии учителей. Результатом проекта стали монография и методическое пособие, которые педагоги смогут получить бесплатно.

В рамках исследования социологи работали с педагогами школ Томской, Новосибирской, Кемеровской областей и Красноярского края, сообщает пресс-служба ТГУ. Ученые брали интервью у учителей разного возраста со стажем работы от одного года до 42 лет.

Многие респонденты говорили о профессиональном выгорании. Так, опрошенные часто упоминали чрезмерную нагрузку, большой объем «бумажной работы», постепенный спад учительского сообщества, культ прав ребенка, сложность общения с родителями учеников, отсутствие поддержки со стороны руководства, низкий социальный статус и невысокую зарплату.

Все эти факторы, по мнению педагогов, приводят к разочарованию в выбранной профессии, к частым болезням, появлению нездоровых привычек и распаду семьи.

Исследование ученых показало, что у российских педагогов часто развивается состояние, которое называют социальной апатией. Она является стратегией приспособления. Это своеобразный способ защиты от негативного воздействия, который осознанно либо подсознательно используют учителя.

Чтобы помочь педагогам в выборе способов адаптации, социологи составили «Пособие по рефлексии для учителей». Оно содержит в себе советы для восстановления гармоничной и продуктивной профессиональной позиции. Первый тираж пособия будет выпущен в скором времени.

Результаты исследований изложены в монографии «Социальная апатия учителей как форма адаптации к современным социокультурным условиям». Оба издания ученые готовы предоставить учителям на безвозмездной основе.