23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 7426

«Романсиада» родила театр

Анастасия Лепешинская
Фото: Ольга Родионова

Ее, молодую и красивую, выдали замуж за старого и нелюбимого. На балу она встречает рокового красавца, вокруг которого роем вьются кокетки, отвечает на его ухаживания, влюбляется на свою беду, не замечая преданного поклонника. Муж узнает тайну жены, но проявляет максимум благородства. Однако кавалер, ради которого оставлен муж, насладился своей победой и отверг несчастную, а та в отместку погубила поклонника…

История могла бы показаться затертой, банальной, как рифма «любовь — кровь», если бы не была рассказана «высоким слогом русского романса». Если бы на роль трагической героини не пригласили звезду российской «Романсиады» Анастасию Лепешинскую.

Вокальный и драматический талант молодой солистки Красноярского театра оперы и балета, отмеченный уже Гран-при конкурса романсов, превратил камерную историю любви в эпическую сагу о несчастной женской доле. Если бы партнеры Анастасии не оказались достойны ее. И солист Северского музыкального театра, лауреат «Сибирской романсиады» Павел Никитин, убедительно сыгравший роль героя-любовника, и Валерий Литвинов, спевший партию старого мужа, и еще один лауреат «Cибирской романсиады» Василий Кожевников в образе трагического героя, и «тетушка» Анна Максимова, и «кокетки» Вероника Цай и Яна Богданова (все трое — лауреаты сибирского тура «Романсиады»).

Но мы откинем сослагательную частицу. Зрелище оказалось безупречным по замыслу и исполнению! И в кой-то мере стало открытием: прозвучало много романсов, малоизвестных широкой публике. Даже известные романсы, не раз слышанные, в предлагаемых обстоятельствах прозвучали свежо, оказались наполненными новыми смыслами — «Не искушай меня без нужды», «Я вас любил…» Обстоятельства были заданы режиссером спектакля-концерта «Лед и пламень» Евгенией Иванковой.
Блистательной огранкой голосу Лепешинской и другим солистам стали игра Томского муниципального русского оркестра народных инструментов под управлением Ольги Алешиной и пианистки Светланы Чудаковой.

Спектакль-концерт «Лед и пламень» стал премьерой в квадрате. Во-первых, томским зрителям-слушателям впервые был предъявлен такой синтетический жанр, в котором, как в горниле, сплавились вокал и драма, романсы и народные песни, оперные арии под аккомпанемент оркестра народных инструментов. Во-вторых, он знаменовал собой появление в культурной среде Томска нового творческого объединения «Театр романса».

Роды прошли 3 февраля на сцене Дворца творчества детей и молодежи.

К слову, когда-то на этих подмостках начинал свой творческий путь Томский театр юного зрителя. «Мамой» же новорожденного театра стала «Сибирская романсиада», которой руководит бессменно все десять лет Евгения Иванкова. Роль «папы» досталась Дому искусств (директор Любовь Игнатова). Свидетелем этого творческого акта стал полный зал поклонников романса.

В планах молодого коллектива — каждый месяц радовать и удивлять зрителей новыми возможностями романса. Не далее как 26 февраля в органном зале Томской филармонии публика вновь встретится с Павлом Никитиным и оркестром народных инструментов под управлением Ольги Алешиной. В марте для томичей будет петь Майя Балашова, звезда «Романсиады», солистка Нижегородского народного оркестра, в апреле на сцене томской Драмы встретятся солистка Венской, Берлинской оперы и Большого театра, заслуженная артистка России Мария Людько и томский актер Илья Гваракидзе. Сезон завершится выступлением Олега Брылева, лауреата «Сибирской романсиады», солиста музыкального театра Кузбасса.