26 ноября, вторник
-6°$ 103,79
Прочтений: 4855

Кондитерская, пекарня или магазин: простые шаги к открытию собственного бизнеса

Где учатся на бизнесменов, как запустить свой бизнес и какие шаги предпринимать на пути к открытию своего дела

Фото: vertraut / depositphotos

«Открыть бизнес с нуля» — выражение, не вызывающее доверия у большинства людей, мечтающих о собственном деле. Ведь все мы неоднократно слышали: «Начать свое дело ой как непросто». Нужны навыки, большой стартовый капитал, да и много всего другого.

Но что если мы вам скажем, что открыть свой бизнес с нуля — это не фантастика?

Сначала решите для себя, какое направление вам ближе — услуги, торговля или производство, в каждом из которых есть сотни и тысячи идей. Как бы банально это ни звучало, но рецепт коммерческого успеха у каждого будет свой — нет ни одного гарантированного пути, пойдя по которому каждый на 100 % станет успешным предпринимателем и наоборот — есть идеи, которые многими оцениваются, как провальные, однако имеют не один пример удачного воплощения.

Пекарня с нуля

Как же открыть свое дело и, самое главное, с чего начать? И можно ли создать бизнес не в центре региона, а в отдаленных от него районах? Такими вопросами задавались студенты Промышленно-коммерческого техникума в селе Мельниково Шегарского района, где с 29 ноября по 1 декабря прошла Школа бизнеса открытию пекарен и кондитерских.

Участниками школы стали 20 студентов Промышленно-коммерческого техникума, обучающиеся по профессии «Повар, кондитер» и по специальности «Технология продукции общественного питания», а также представители малого и среднего предпринимательства Шегарского района.

Вместе с экспертами участники разработали организационный план запуска пекарни или кондитерской, сделали необходимые экономические расчеты и представили свои проекты для оценки экспертам школы.

В рамках школы бизнеса участники при помощи наставников разработали концепции восьми бизнес-проектов. Ими стали пекарня «Золотистая корочка» от участников из села Баткат, кафе-кондитерская «Карамелька» от участников из села Мельниково, детский центр развития с кафе «Киндер-City», Кожевниково, пекарня «Три корочки хлеба», село Моряковский Затон, пирожковая-пекарня «Аромат хлеба», деревня Вороновка, Кондитерский цех «Сладкая мечта», село Мельниково, детское кафе «Снежинка», село Бакчар, пекарня «Крестьянский хлеб», деревня Маркелово.

Слушатели также получили рекомендации по закупке оборудования и сырья, планировке производственного помещения. Узнали требования к упаковке и рекламным материалам для старта продаж пекарни или кондитерской-кафе.

Как рассказали эксперты, выпечка хлеба и хлебобулочных изделий из замороженных полуфабрикатов (технология отложенной выпечки), к примеру, наиболее популярна в торговых сетях. При этом бизнес-модель может трансформироваться под другие форматы — пекарня-островок в торговом центре, магазин-булочная в отдельном помещении.

Кроме того, участникам школы рассказали о последовательности действий на пути к мечте — своей пекарне. Если кратко, то шаги выглядят так:

1. Маркетинговое исследование

  • определяем емкость рынка (сколько сможем продавать)

  • смотрим целевую аудиторию

  • определяем ассортимент

  • понимаем, какие есть прямые и косвенные конкуренты

2. Выбираем тип производства

  • пекарня неполного цикла (из заморозки)

  • пекарня полного цикла (от муки до готовой булки)

3. Понимаем и описываем бизнес-модель, дорабатываем концепцию

4. Составляем план работы по проекту (в том числе на каком этапе регистрируем бизнес)

5. Проектируем предприятие

  • выбор площадки, оборудования и инвентаря

  • инженерный проект

  • разработка дизайн-проекта

  • разработка и изготовление вывески, интерьерной рекламы

6. Подбор персонала (начинаем смело за один месяц), чтобы найти людей, кто-то ищет случайный заработок, кто-то не понимаем, в чем суть профессии. Обучаем персонал.

7. Подготовка к открытию

  • монтаж коммуникации, ремонт и отделка

  • монтаж оборудования и пусконаладочные работы

  • выбор упаковки, договариваемся о логистике сбыта (если везем продукцию куда-то)

8. Блок по уведомлению об открытии, сертификация продукции.

9. Продвижение и реклама, используем не только онлайн, но и офлайн инструменты. Условно — если торты, то предлагаем попробовать на дегустации и так далее.

Может быть, пригодится и вам!

Делимся опытом

Основатель пекарен «Дарина» Георгий Барс: «Наш семейный бизнес с женой начался с разговора на домашней кухне за чаем».

— Мы с супругой сели за семейным ужином и поняли, что хлеб, который продают сейчас, есть невозможно, и решили попробовать сделать дома сами хлеб. Первый рецепт мы взяли из интернета, назывался он «хлеб на меду». Мы его испекли, получился хлеб с первого раза, и мы поняли, что можно, и нужно делать хлеб дома.

Потом я вспомнил, что в детстве у меня была мечта — открыть пекарню или даже завод. Так как на завод денег не хватало, то мы решили открыть что-то небольшое.

Опыта не было ни в коммерческой деятельности, ни в пекарском производстве. Полтора-два месяца я плотно изучал как устроен современный рынок пекарен, из чего пекут, как. Затем я понял, что мне необходимы хотя бы какие-то азы предпринимательства и пошел в фонд поддержки предпринимательства города, там прошел порядка трех недель обучения, где рассмотрена была на примере как раз пекарня — вот так мне повезло. Затем я обратился в центр занятости населения, где прошел обучение, защитил бизнес-план и я ушел в открытое плавание. В августе 2016 года мы открыли пекарню.

Ошибок было совершено огромное количество, начиная подбором персонала, заканчивая снятием помещения. С последним был совсем печальный опыт, так как с арендодателем мы не заключали никаких официальных документов и неожиданно через восемь месяцев аренды нас попросили съехать, еще и с «долгами», которые они сами придумали. Но хорошо, что за это время мы успели наработать хорошее имя и нас пригласили в один из сетевых магазинов.

Когда мы начинали, взяли за основу рецепты белого и серого хлеба по ГОСТу, потом добавили бородинский, фитнес-микс с семечками, батоны, тостовый хлеб, итальянский хлеб «чиабатта», бутербродные.

Сейчас у нас уже две пекарни, коллектив из десяти человек, в одной из пекарен у нас есть не только свежая выпечка, но и кондитерские изделия, которая занимает порядка 30 % от выручки — торты, пирожные, печенье.

У нас есть уже желание открыть семейный кафетерий с возможностью посадочных мест, детской комнатой, семейным отдыхом. Также планируем выйти уже и за пределы Томска в районы.

По словам Георгия, школы бизнеса, организуемые при поддержке «Фонда развития бизнеса», являются полезными и необходимыми для молодых людей, которые грезят мыслью о собственном деле.

— Для меня этот опыт стал первым такого рода и это очень интересно — делиться опытом с начинающими бизнесменами, объяснить, что необходимо делать, рассказать о своих шишках, предостеречь от ошибок. Надеюсь, ребятам очень поможет школа, потому что если бы мне в свое время кто-то также рассказал, то я думаю у меня было бы гораздо меньше шишек.

Совет: «Если боишься, то не делай, если делаешь, то не бойся. Не нужно бояться, что набьешь шишки. Любой опыт — движение вперед. Если ты ошибся, но и извлек урок, и двигаешься дальше, ты растешь не только как предприниматель, но и как личность».

Коммерческий директор группы компаний «Альянс ресторанных технологий» Станислав Григоров: «Не нужно бояться строить бизнес в районах!».

— Я постоянно анализирую нашу работу и выделил уже несколько категорий людей, которые приходят и хотят что-то открыть.

Первая и самая успешная категория — это люди, у которых уже есть бизнес в смежной отрасли или этой, и они хотят расширяться, открывать новые точки и цеха.

Вторая категория — люди, которые долго работали в этой отрасли, получили кредит или привлекли инвестиции и хотят работать на себя. Эти люди тоже часто имеют успех, потому что они изнутри знаю все — работу, которую в случае чего могут и сами сделать руками, могут исключить ошибки прежних работодателей и другое.

Третья — люди, у кого нет опыта, но есть финансы, и они решили себя попробовать в бизнесе. И если они за свои деньги находят хорошего специалиста, который в этом помогает, то тоже имеют успех. Но здесь важно, чтобы такие люди не перегорели, если не удастся найти толкового человека сразу.

И наименее успешная категория — люди, которые идут по улице, видят заведение, например, кондитерскую, и, не имея ни денег, ни опыта считают, что сделают лучше. Здесь не все добиваются успеха. «Я могу» — этого недостаточно!

А в целом — бизнес можно открывать не только в центре региона, но и в районах! Там рынок не перенасыщен, мало конкуренции, туда обязательно нужно идти.

Образовательная программа проходила при поддержке «Фонда развития бизнеса» и центра «Мой бизнес». Организатором школы выступила группа компаний «Альянс ресторанных технологий».

Поддержка предпринимателей

Как рассказала заместитель директора «Фонда развития бизнеса» Ольга Нужная, программы поддержки предпринимательства работают во всех муниципалитетах Томской области. Предприниматели в районах могут обратиться в Центры поддержки предпринимательства, чтобы узнать о региональных и федеральных мерах поддержки, образовательных мероприятиях.

— В уходящем году мы провели три школы бизнеса — в Колпашевском, Первомайском и Шегарском районах. В Колпашевском и Первомайском районах они были посвящены развитию малого предпринимательства в сфере «туризма и сервиса», в Шегарском районе — открытию пекарен и кондитерских, — рассказала Ольга Нужная. — Темы мы обсуждаем совместно с администрациями муниципалитетов, какие они видят приоритеты в развитии.

Большой блок программ, которые реализует «Фонд развития бизнеса», включает именно образовательные мероприятия. К сожалению, не все начинающие предприниматели считают, что нужно участвовать в них, что знания — это инвестиции в свое развитие.

— Мы работаем над этим, предлагаем новые форматы, когда не только одни лекции, но и проектная работа, консультации экспертов от рынка. Приглашаем молодежь, которая учится в колледжах и техникумах, хорошо разбираются в своей профессии, заинтересованы в развитии своего района, в открытии собственного бизнеса.

В декабре в Томске будет открыт центр «Мой бизнес». Центр будет работать по принципу «Единого окна» — люди, планирующие открыть свой бизнес, или действующие предприниматели могут получить все необходимые услуги для начала и ведения предпринимательской деятельности в одном месте. Приходите и вы за новыми знаниями для открытия собственного дела!

На правах рекламы