30 октября, среда
+1°$ 97,33
Прочтений: 3438

День студента — праздник семейный!

Фото: из семейного архива

Есть у студентов славная традиция — «профессиональный» праздник отмечать 25 января, в день своей покровительницы Татьяны. Тем более, что к этому времени уже почти все экзамены сданы, зачеты проставлены, а сессия близится к долгожданному завершению. Собраться дружной братией однокурсников и хорошенько отдохнуть сам бог велел, а вот отмечать этот день в кругу семьи, на первый взгляд, довольно странно. Впрочем, если семья студенческая, отчего бы и нет?

Борис Большаков и Катя Шелеметьева встретили меня гостеприимно: квартира в теплых желтых тонах, с горой мягких игрушек, кошкой Мошей и мохнатым крольчонком Соником — подарок родителей. Несмотря на разные фамилии, Борис и Катя — настоящая семья, которая, правда, еще учится в университете, активно сдает сессию и сейчас едва нашла время для встречи со мной.

— Как это вас, молодые люди, на третьем курсе в ЗАГС податься угораздило?

— То, что мы поженимся, поняли сразу, как только познакомились, — говорит Катя. — До этого год прожили вместе, и вот уже девять месяцев являемся законными супругами. Возраст? Да самый подходящий!

— И потом, плюсов в нашей женитьбе было гораздо больше, чем минусов, — заявляет Борис. — Мы решили, раз нам есть, где жить, со всем остальным как-нибудь справимся.

Катя и Борис — студенты факультета журналистики ТГУ. Борис учится на третьем курсе, Катя — на четвертом. Там и познакомились. Потом Катя на месяц уехала в Китай, а вернувшись, поняла: скучает по этому молодому человеку. Встретились, обменялись телефонами, неделю эсэмэсились, потом встретились. Поздней ночью. На набережной у речного порта.

— Прогулки наши заканчивались ближе к утру, — вспоминает Катя, — и поэтому Борису, который жил в общежитии, домой было возвращаться проблематично. Как–то он пришел переночевать ко мне, да так и остался.

На практику Катя отправилась в Питер, который приютил юную журналистку на Васильевском острове. Добираться до цивилизации с окраин было тяжеловато, да и работа в редакции особо не радовала, друзей под рукой тоже не наблюдалось.

— Я чувствовала себя такой одинокой, — рассказывает Катя, — что позвонила Борьке и сказала: как хочешь, хоть пешком иди, но приезжай. И он приехал! Выдержал четыре дня в поезде, тощий и оголодавший, но он спас меня от одиночества. Потом мы вернулись, познакомились с родителями друг друга, и началась наша совместная жизнь.

На практике жизнь семейная оказалась не такой легкой, как казалась. Несмотря на наличие жилплощади, хороших отношений с родителями, молодую семью взрослая жизнь встретила безденежьем. Подработки — только временные, материальная помощь от родителей — чисто символическая, и денег стало катастрофически не хватать.

Но, по словам Бориса, главное — они видели перспективы впереди, и эти ожидания не были напрасными. Сейчас Катя работает в журнале «Сибирский кот», журналистом и фотографом. Борис пока безработный, но определился, чем будет заниматься помимо учебы — петь в кафе, сейчас работает над репертуаром. Ребята хватаются за любую подработку, благо, позволяет профессия.

Тем более, сейчас на счету каждая копейка: молодая семья скоро пополнится еще одним человечком. Катя ждет ребенка, уверена, что это будет девочка, Вера. Впрочем, в запасе есть имя и для мальчика, Миша.

— Вот сейчас, честно говоря, есть опасения. Работать я не смогу полгода точно, — делится Катя, — а потом учиться, возиться с грудным ребенком и еще подрабатывать — тоже просто нереально. Но ребенок — наше осознанное желание. Мы его очень хотели. И поэтому трудности нас не останавливают. Конечно, не хватает денег, но у кого нет материальных проблем?

Однако Катя признается: во время беременности работала, не покладая рук. Даже простуженная, развозила номера журнала по культурным заведениям, ревела, но терпела. Также, порой, через «не могу», приходится соглашаться на некоторые предложения и по фотосъемкам. Катя понимает, откажется сегодня — не позовут завтра.

До сих пор за материальной поддержкой ни в профком, ни в органы социальной защиты молодая семья не обращалась. Но теперь ребята признаются: родится ребенок — придется. На декретный отпуск рассчитывать нельзя, стипендии ребята не получают, от работы придется отказаться.

Как мне пояснили в департаменте соцзащиты Томской области, эта молодая семья, как малоимущая, вполне может рассчитывать на меры социальной поддержки. Во-первых, на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, которое выплачивается малоимущим семьям из областного бюджета. Для семьи Кати и Бориса оно составит 2678, 53 копейки. В минувшем году на эти выплаты в области было затрачено 198 миллионов рублей. Предусмотрены также ежемесячные выплаты для беременных женщин и кормящих матерей — 300 рублей плюс районный коэффициент.

Кроме того, молодая семья, являющаяся малоимущей, имеет право написать заявление на получение единовременной материальной помощи, связанной с трудной жизненной ситуацией. Эта выплата рассчитывается индивидуально и не может превышать суммы трех прожиточных минимумов (в общей сложности 15603 рубля). На такие компенсации в 2009 году область затратила 20 миллионов рублей.

Малоимущие семьи могут получать жилищную субсидию — скидку на оплату коммунальных услуг, которая рассчитывается, исходя из доходов и расходов семьи. Кроме того, в режиме острой экономии студентам не стоит забывать, что, входя в состав малоимущей семьи, они имеют право на компенсацию расходов на проезд, если образовательное учреждение находится далеко от места жительства. Все эти нехитрые выплаты по льготам могут пополнить семейный бюджет, но, согласитесь, довольно незначительно.

Наверное поэтому семья Большаковых — Шелеметьевых больше надеется на себя, на тот же скорый достойной заработок Бориса. Словом, трудности есть, но ребята не отчаиваются. Их глаза светятся счастьем. И это не скроешь ни нехваткой денег, ни отсутствием постоянной работы, ни выматывающей учебой. Они уверены в главном: им друг с другом повезло, а остальное — будет!