«Колокол памяти»: томичи вспомнили имена жертв Большого террора
Акция памяти жертв политических репрессий 1937-1938 годов прошла у Камня скорби 30 октября. Томичи, чьи родственники стали жертвами Большого террора, прочли их имена и ударили в рельсу, символизирующую колокол.
Акция «Возвращение имен» проходит в Томске четвертый год подряд. Она проводится в День памяти жертв политических репрессий в более чем 30 городах России и ближнего зарубежья. В рамках акции люди, сменяя друг друга, зачитывают имена людей, расстрелянных в годы советского террора, или Большого террора (1937-1938 годы).
В этом году впервые в Томске прошла акция «Колокол памяти». Зачитав имя жертв репрессий, рассказав историю своего репрессированного родственника, каждый томич мог ударить в рельсу.
«Кусок рельсы на цепи символизирует «Колокол памяти». Такое в Томске проходит впервые. <...> В ГУЛАГе были такие часы (подвешенный на цепи кусок рельсы — прим. ред.). Возле бараков подвешивался кусок рельсы, по которому ударяли. В шесть утра был подъем, построение и отправка заключенных в лагеря», — рассказал журналистам директор мемориального музея «Следственная тюрьма НКВД» Василий Ханевич.
Прежде чем начать читать имена, в Сквере памяти жертв политрепрессий прошла «Молитва памяти». После томичи по очереди начали выходить к микрофону и рассказывать истории своих родственников, попавших под Большой террор.
Томичка Юлия рассказала, что в годы Большого террора ее отец однажды просто не вернулся домой.
«Мы жили тогда в Иркутске, отец был инженером. 1937 год. Он не вернулся с работы. Мне сложно рассказывать...», — сказала Юлия.
Внук репрессированного Павла Апановича (1900-1937) рассказал, что его дед работал железнодорожником. Родился в Томске, но по работе пришлось переехать в Новосибирск.
«В 1937 году накануне октябрьских праздников были проведены массовые аресты железнодорожников, которые обвинялись в том, что они саботируют движение груза по дороге. На самом деле дорога просто не справлялась с обилием этих грузов. В одну ночь были арестованы и руководитель железнодорожного управления, и все партийные руководители. 26 октября дед был арестован, 5 ноября расстрелян. Место захоронения неизвестно», — рассказал мужчина.