25 ноября, понедельник
-2°$ 102,58
Прочтений: 6144

Томск штопаный

Энергетики в Томске, перекопанном летом вдоль и поперек, озабочены проблемой глобального потепления

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

На этой неделе ровно месяц, как в Томске официально стартовал отопительный сезон. И этот месяц похоронил все иллюзии о том, в состоянии ли местные власти сегодня регулировать самую важную отрасль, в которую девять месяцев в году упирается вся жизнедеятельность сибирского города.

Ремонтная кампания на теплосетях началась в середине мая. В конце июля после плановых отключений горячего водоснабжения из-за ремонтов, подачу ГВС задержали в 45 домах. А по данным на начало сентября, нарушение сроков отключения горячей воды было зафиксировано уже порядка на 800 домах. Мэрия отправила в госжилнадзор четыре жалобы на «ТомскРТС» из-за «ненадлежащего предоставления коммунальных услуг по подаче горячего водоснабжения» по 34 участкам тепломагистралей. Накануне старта отопительного сезона в сентябре город оставался разрытым, ямы от раскопок можно было встретить в десятках жилых дворов.

К концу сентября, когда ночью в Томске было уже ноль, более 10 % многоквартирных домов в городе оставались без горячей воды и тепла из-за незавершенного ремонта на сетях. А спустя почти месяц в Томске без тепла продолжают сидеть жители с десяток многоквартирников. Всю прошлую неделю в разных частях города ежедневно всплывали адреса, где горожане все еще грелись только друг от друга. С началом этой недели история продолжается.

В «ТомскРТС» — компании, осуществляющей производство и транспортировку тепла потребителям в Томске, — сначала объясняли все это многочисленными дефектами на сетях. Затем наружу опять вылезли бесконечные истории про непонятно чьи сети, которые не находятся в аренде у компании, а, значит, повреждения на них должны устранить администрация города или управляющие компании.

И это ответ на вопрос, кого горожане должны считать реальным контрагентом по договорам на тепло. Компанию «ТомскРТС», с которой договор, или мэрию Томска, с которой у нас нет никакого договора, кроме заполненных год назад избирательных бюллетеней? Когда они начинают перепираться на совещаниях из-за штрафов и, кто из них кого там должен ремонтировать, в трубопроводах не остывает вода. Потому что между компанией «ТомскРТС», входящую в государственную группу «Интер РАО», и администрацией города нет никакой дистанции, кроме публичной, хотя большая часть сетей от глаз скрыта. 63 % городских трубопроводов находится под землей.

Протяженность сетей, по которым «ТомскРТС» гоняет тепло со станций «Томской генерации», превышает 600 километров. И лишь четверть этой длины — собственность компании. В финансовой отчетности «ТомскРТС» за 2018 год можно найти информацию о том, что на забалансовом счете у них числятся арендованные основные средства в виде движимого и недвижимого имущества, относящегося к тепловому хозяйству, на сумму 2,3 миллиарда рублей. Это муниципальные тепловые сети и земельные участки под ними, которые компания арендует у департамента экономического развития мэрии Томска.

Инвестиционная программа «ТомскРТС» вписана в муниципальную. Она называется «Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на 2016-2021 года и на период до 2030». Там перемешаны все деньги, включая те, что тратятся на ремонты. А за их продолжительностью и качеством следит, между прочим, тоже муниципальное ведомство — МБУ «Центр технического надзора» мэрии Томска. Причем муниципальный технадзор залез в ремонты энергетиков через тендер. Мэрия Томска в теме со всех сторон, но проконтролировать исполнение сроков ремонтов все равно не может.

Чтобы было понятно почему, нужно рассказать про деньги. Затяжные ремонты сетей уменьшают выручку компании из-за снижения отпуска тепла с коллекторов котельных, потому что часть потребителей не подключены, зато дают возможность хорошо заработать подрядчикам.

За девять месяцев 2019 года основные производственные показатели «ТомскРТС» по сравнению с прошлым годом значительно ухудшились. Транспортировка тепла по сетям упала почти на 10 %, отпуск тепла с коллекторов станций — на 13,3 %, коэффициент использования установленной тепловой мощности — на 13,4 %. А вот расходы по инвестиционной программе на этот год, наоборот, выросли и составили более 320 миллионов рублей. Большую часть этих денег и заработали частные подрядчики «ТомскРТС» в ходе летних ремонтов городских сетей.

Чтобы было с чем сравнить, добавлю, что за нарушение сроков ремонтов администрация в этом году оштрафовала компанию на 600 тысяч рублей. Это в 20 раз меньше, чем «ТомскРТС» в прошлом году потратила только на вознаграждение основного управленческого персонала. По сведениям из аудиторского заключения, главе компании и двум его замам выплатили почти 12,5 млн. рублей.

Но в «ТомскРТС» считают, что риск снижения полезного отпуска тепловой энергии связан не с тем, что тысячи потребителей в Томске сидят без тепла после официального старта отопительного сезона, а из-за изменения средней температуры воздуха и продолжительности отопительного сезона. В аудиторском заключении о бухгалтерской отчетности за прошлый год эта проблема названа одним из основных рисков деятельности компании.

Ребята на полном серьезе озабочены проблемой глобального потепления в городе, перекопанном летом вдоль и поперек. Расскажите об этом жителям домов на Гоголя, которые замерзали еще вчера. Их тоже очень волнует проблема потепления. Только не в масштабах планеты, а размером с детскую.

Выручка «ТомскРТС» в 2018 году превысила 5,7 миллиарда рублей. Чтобы получить такой поток денег, компании не нужен потребительский маркетинг. Потому что мы никуда от них не денемся. Для нас это проблема, для них — преимущество. В компании прекрасно это понимают и даже не скрывают. У них в отчете записано, что никаких репутационных рисков они не видят.

Дословно это звучит так: «Руководство компании считает, что в настоящее время отсутствуют факторы, которые могли бы оказать существенное негативное воздействие на уменьшение числа покупателей вследствие негативного представления о качестве производимой и реализуемой компанией продукции (работ, услуг), соблюдение сроков поставок продукции, выполнения работ (услуг), а также участия компании в каком-либо ценовом сговоре. Соответственно, репутационные риски оцениваются обществом как несущественные».

Это все, что нужно знать, когда вы задаете представителям администрации города вопрос по срокам летних ремонтов сетей. Пока у нас холодно и отсутствует горячая вода в кране, у них отсутствуют факторы.

И перестаньте уже натягивать пафос на все то, что вы называете «подготовкой к зиме». Это просто регламент обязательных работ, а не бизнес, как вы привыкли.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора