23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 2968

«Запретами можно добиться многого»: в Томске обсудили профилактику терроризма

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

В Томске прошла секция по вопросам профилактики и противодействия этническому и религиозному терроризму и экстремизму. Выступая на форуме, спикеры предложили ужесточить российское законодательство, а также запретить СМИ освещать массовые убийства.

Обсуждение прошло в рамках регионального форума «НацПолитика. Томск 2019», который проходит с 5 по 9 октября. Он реализуется в рамках подпрограммы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России на территории Томской области». Форум собрал экспертов в области государственной национальной политики. Открытие форума состоялось в понедельник.

Модератором секции выступил советник губернатора Томской области Сергей Кривошеин. Он рассказал участникам «круглого стола» об итогах работы в сфере противодействия терроризму и экстремизму на территории региона за последние три года.

«В школах, техникумах и колледжах регулярно проходят культурно-просветительские воспитательные мероприятия, в повестке которых вопросы антитеррористической тематики. Разработка механизмов защиты информационного пространства позволила существенно ограничить возможности распространения в Интернете материалов, пропагандирующих терроризм и экстремизм», — сказал Кривошеин, добавив, что проделанная в регионе работа поспособствовала снижению уровня радикализации различных групп населения, в том числе молодежи.

В обсуждении приняли участие представители администрации области, РПЦ, силовых ведомств, сотрудники томских университетов и другие. Свои доклады представили четыре спикера, среди которых — приглашенный эксперт, профессор МГЛУ, религиовед и исламовед Роман Силантьев. Он рассказал присутствующим о роли сектантства в современном мире, а также о тесной связи подобных организаций с экстремизмом и терроризмом.

«От призывов кого-то убивать, до убийств у нас дистанция незаметна. На данный момент в РФ запрещенные террористические организации почти все имеют сектантский характер. И большинство экстремистских организаций составляют секты. Причем не обязательно секты религиознаые. <...> У нас бытует странное мнение, что одними запретами ничего достичь нельзя. Не знаю, кто эту глупость высказал. Запретами у нас можно добиться очень многого. Пример с «игроманией» это наглядно показывает», — сказал Силантьев.

Также эксперт привел пример запрета японской секты «Аум Синрике», а также казни ее лидера. Численность секты, по разным данным, достигала до 50 тысяч человек. Деятельность «Аум Синрике» запрещена на территории многих стран, в том числе и России.

По словам Силантьева, в России снизить угрозу терактов удалось благодаря ужесточению закона и борьбы с террористами. Однако, добавил он, дополнительные меры в законе — вещь крайне полезная, и России еще есть куда стремиться.

Следом со своим докладом выступила руководитель экспертного совета при антитеррористическом комиссии администрации Томской области Анна Карпова. Ее основная часть доклада была о последователях «Колумбайна» (в 1999 году в американской школе «Колумбайн» двое подростков расстреляли 13 человек, ранили более 20 и застрелили себя. Подростки со всего мира, причисляющие себя к движению «колумбайнеров», пытаются подражать им, совершая подобные убийства — прим. ред.).

Она привела примеры, статистику подобных случаев, а также разбор действий людей, совершивших это. По ее мнению, чтобы снизить количество последователей американских школьников, необходимо, в том числе, запретить СМИ освещать массовые убийства, чтобы вся информация о случившемся оставалась только у силовых структур. Таким образом, по ее мнению, общество не будет давать известность убийцам, а государство убережет молодежь от синдрома подражания.

Отдельное внимание Карпова уделила популярному видеохостингу YouTube. С ее слов, он хоть и является площадкой, где пресекается шокирующий контент, но через него ведется активная пропаганда экстремистской, исламистской и ультраправой идеологии. А на самом сайте создана «альтернативная сеть влияния».

«И люди там считают себя интеллектуалами, которые способны вести диалоги, продвигать любые радикальные идеологии. Эта сеть создана для молодых разочарованных потребителей СМИ. Она их радикализирует на активных площадках, продвигает позицию социального аутсайдера. Позднее создаются контркультурные идентичности в сети, которые и выражают недоверие позиции основных СМИ. В целом их деятельность начинается с не экстремального контента, но постепенно пользователи переходят к очень жесткой идеологии. <...> Сейчас YouTube занимает третье место по источникам информации для несовершеннолетних. Поэтому на этих площадках происходят взрывные атаки на сознание молодежи», — сказала Карпова.