23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 12917

Новый герой Бекмамбетова — ГАЗ-21, зависающий в воздухе

Фото: www.odk.kz

Рано утром 26 декабря на взлетную полосу в томском аэропорту выехала черная «Волга-21». Это на своем личном авто Виталий Маркелов, генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Томск», встречал съемочную группу фильма «Черная молния» — продюсера Тимура Бекмамбетова, сценариста Александра Войтинского, режиссера Дмитрия Киселева и актера Ивана Жидкова.

— Представляете наше удивление, когда мы увидели с трапа, что к нам движется… «Черная молния»! — признался позже Тимур Бекмамбетов. И тут же добавил, что и у него есть такая же. — После съемок фильма я пересел на «Волгу-21» и по Москве езжу на ней. Что интересно, в каждом городе к нам подходил кто-нибудь и говорил, что у него есть такая машина. Но что еще интересней, все они были примерно одного возраста и одного склада характера. Образовался такой клуб любителей ретро-«Волги»...

Москвичи в рамках совместной акции «Газпрома» и Universal Pictures «Кино — лучший подарок» представляли в Томске фильм «Черная молния». Зрителями, которые первые увидели отечественный фильм про супергероя, стали воспитанники детских домов, школ-интернатов Томска и дети из многодетных семей. Всего 480 человек.

Детская аудитория не случайно выбрана в качестве экспертов. Именно на нее и ориентировались создатели «Черной молнии». Ведь фантастика, что литературная, что кинематографическая, давно идет по разряду «детского» искусства. На молодежь тоже делали ставку. Как показывают соцопросы, в кинотеатры ходит поколение до 35-ти. Поэтому неспроста в главные герои выбрали студентов.

Такой выбор можно назвать политически правильным и даже ангажированным. Дескать, смотрите, какое молодое лицо у России. Надо признать, лицо это довольно симпатичное. И у супергероя Димы Майкова — Григория Добрыгина, и у его девушки Насти — Екатерины Вилковой и даже у друга-соперника Макса в исполнении Ивана Жидкова. Кастинг провели хороший. А в подтексте читайте: молодому президенту — молодая страна, которая сидит в Интернете, учится в самом главном университете страны, причем, на техническом факультете, знакома с нанотехнологиями.

Но пока «Газпром» возил по стране, от Краснодара до Хабаровска, съемочную группу во главе с Тимуром Бекмамбетовым, произошел сдвиг в сторону взросления аудитории. Вернее, сдвиг произошел в сознании самих создателей.

— Показывая фильм в регионах мы поняли, что главным зрителем будут не дети, подростки и студенты, на которых мы рассчитывали, а их родители, дедушки и бабушки, — не постеснялся признаться журналистам Тимур Бекмамбетов. — Мы понимали, что обращаемся к аудитории семейной. Поэтому и пригласили сняться в фильме Екатерину Васильеву, Валерия Золотухина, Юозаса Будрайтиса и, конечно же, Сергея Гармаша, которого любит вся страна, как олицетворение всего честного и настоящего, что у нас есть. Но, тем не менее, не ожидали такой реакции. Старшее поколение в восторге! Мы не ставили себе цели, достучаться до этой аудитории. Тем, кому за 50, не были в кино много лет. И мы срочно меняем стратегию рекламной кампании, перестраиваем тезисы своих выступлений. Хотим достучаться до этих зрителей, которые не ходят в кинотеатры не только потому, что дорого, но и потому, что про них не снимают фильмы.

Пойдут ли томские пенсионеры смотреть на то, как летает «Волга-21» над Москвой? Может быть, ради ностальгии. И возможно им даже понравится этот реверанс в сторону достижения отечественного автопрома конца 60-х. В фильме ГАЗ-21, правда, упаковали двигателем от BMW, коробкой передач от погрузчика и тормозом от Porsche, чтобы она разгонялась до 100 километров в час за 6 секунд. Ну и что?! Все равно — наш автомобиль! Тем более, салон отечественный, образца 1967 года. Готовая «Черная молния» весит 4 тонны, разгоняется до 300 километров в час и умеет зависать в воздухе.

Для съемок было использовано десять машин ГАЗ-21 в разном техническом состоянии. Скупали ретро-авто в Подмосковье. И, как говорят создатели фильма, многие пенсионеры плакали, расставаясь с любимой «Волгой». Было сделано 100 компьютерных прототипов «Волги-21». Летать машину научили ученые из ЦАГИ. По их мнению, ГАЗ-21 по своим аэродинамическом характеристикам — лучшая машина для полета. В ангаре ЦАГИ, где проходят испытания военные самолеты, упаковывали «нанокатализатором» и машину суперзлодея Купцова (как всегда в фильмах Бекмамбетова, эта роль досталась Виктору Вержбицкому, однокашнику Тимура. Оба учились в Ташкентском театрально-художественном институте). Совершать головокружительные трюки «Черную молнию» и «Мерседес» заставил Виктор Иванов, обладатель престижной премии в области постановки трюков, работающий в Голливуде более 15 лет.

— И все же этот фильм не о «Волге», не о машине, — настаивал на пресс-конференции режиссер Дмитрий Киселев. — Он об ответственности. Какой выбор между добром и злом делает герой Дима Майков. Но если говорить о художественном выборе средства передвижения, то «ГАЗ-21» — та машина, которой страна может гордиться. Она и гордость, и укор нам всем. Это память о том, кем мы были. И надежда на то, что мы еще добьемся высоких результатов.

Надо сказать, сценарист с режиссером действительно потрафили старшему поколению, особенно поколению «шестидесятников». Когда с гибкой пластинки (помните, такие голубенькие круглешки, которые крепились даже к детским журналам) звучит голос Золотухина, сразу вспоминается и «Бумбараш», и барды, и кухонные разговоры о свободе. Даже то, что Бекмамбетов вампира Золотухина из «Ночного дозора» превратил в ученого, который в 60-х прозрел сегодняшнюю научную стратегию — уже знак того, что и голливудскому продюсеру дорога страна его детства.

— Мне было года два или три, когда я увидел первый фильм в кинотеатре, — вспоминает Тимур. — Это была «Гусарская баллада» Эльдара Рязанова. И я помню: была зима, шел снег, прямо как у вас сегодня.. Бабушка привела меня в кино. Отчетливо помню тот кинотеатр, с колоннами и портиком. А вначале показали мультфильм, не скажу сейчас название, но там действовали слон и парикмахер. Так что зима для меня навсегда связана с кино. А кино — это чудо! Почему люди ходят в кино? Чтобы пережить чудо совершенства, когда мир становится осмысленным. В жизни не так много смыслов. Мы путаемся, иногда сбиваемся с ноги. Жизнь непростая. И потому мы идем в кино, чтобы за полтора-два часа мир вошел в свои пазы. А выйдя из кинотеатра ты понимаешь, что прожил два часа осмысленной жизни.

— Когда у вас возникло чувство, что настала пора вывести на экраны такого героя, который живет теми же заботами и проблемами, слушает те же песни, зависает так же в интернете, что и сидящие в зале, но способен на решительные поступки?

— Тимур сказал, что мы сбились с ноги, — вступает в разговор сценарист Александр Войтинский. — И сбились капитально, начиная с 90-го года.

— Я думаю, что раньше, еще с 70-х годов, — вставляет реплику Тимур Бекмамбетов.

— Речь идет о моральном кризисе в обществе, и моральном кризисе отечественного кино. Кризис идеалов стал заметен после 85-го года, а в 90-х стал очевиден, — продолжил мысль Войтинский. — Кроха сын все приходил к отцу и спрашивал, что хорошо, что плохо, а отец — ни бэ, ни мэ или отмахивался, дескать, все плохо, не до тебя. К чему это привело? Социальные опросы показывают, что в героях у молодежи ходят бандиты. Культура предлагает такие ориентиры. Мне кажется, это очень важно, кого сегодня предлагают в «маяки». Труднее всего говорить простые вещи: добро есть добро, а зло есть зло.

— Наш фильм не про героя, не про супергероя, а про его рождение, — уточнил Тимур. — Про то, как обычный человек, правильно «заквашенный», выросший в хорошей семье, становится героем. Этот путь интересен, он драматичен. Поэтому получился увлекательным.

Поездка для москвичей оказалось полезной. Во-первых, увидели, как живет страна за пределами Садового кольца. И увиденное их потрясло. Молодой актер Иван Жидков назвал наши замороженные улицы криосауной. Киношники были сражены напрочь тем, что и в минус 50 жизнь в сибирских городах и поселках не замирает. Люди выходят на работу, и дело делают, как писал Чехов. Во-вторых, именно в провинциальной России они нашли своих будущих героев.

— К следующему Новому году, по традиции, мы снимем фильм под рабочим названием «Новый год шагает по стране», — пообещал Тимур Бекмамбетов. — Это будет романтический фильм про то, как чудо движется по стране. Идея очень простая — сделать фильм, в котором будет показано 11 новелл (по числу часовых поясов России), и в каждой будет рассказываться, что происходит в крупном городе каждого региона во время празднования Нового года. Истории будут между собой связаны. Пока кто-то в Москве просыпается и бежит покупать майонез, чтобы заправить салат оливье, на Камчатке уже съели оливье или лицом в оливье. Мы хотим, чтобы зритель почувствовал всю страну целиком. Такого фильма еще не было. Зритель должен почувствовать, какая большая Россия. Сам размер страны является главным спецэффектом фильма. Никто не снимал фильма, где бы каждый большой город в каждом регионе мог бы узнать себя. Я уверен в успехе. Если будет новелла о Томске, то все томичи пойдут смотреть фильм.

Поскольку это будет и телевизионный проект, то мы планируем, что покажем новеллы в каждом часовом поясе, и продвижение Нового года по стране. Начинаем это фильм снимать уже 31 декабря. Несколько съемочных групп вылетают в разные точки страны снимать кадры, как происходит встреча Нового года в разных городах. В марте и апреле будем снимать уже сами сцены. Завершим съемки к декабрю. 11 новелл будут снимать 11 режиссеров. И к Новому году 2011 зрителей пригласим на премьеру.

Мы объявляем конкурс в СМИ на эти новогодние истории. Просим присылать свои необычные истории, их наблюдения об этом замечательном празднике. Потому что Новый год всегда все ставит на свои места: разбирает жизнь и собирает по-новому, как в «Иронии судьбы». Этот фильм замечателен тем, что объясняет модель, как действует Новый год на наши судьбы. И все ждут чуда.