27 ноября, среда
-6°$ 105,06
Прочтений: 3475

Томские ученые разрабатывают топливо для экстремально холодных условий

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Ученые ТПУ предлагают использовать в экстремально холодных условиях гелеобразное топливо, которое сможет выдержать температуру до -95°С. Об этом сообщает пресс-служба томского политеха.

Ученые Томского политехнического университета разрабатывают собственные составы морозостойкого гелеобразного топлива и изучают фундаментальные вопросы механизмов его горения, чтобы в дальнейшем инженеры смогли разработать устройства для его применения на практике — получения энергии в экстремально холодных условиях.

Разработка ведется в Исследовательской школе физики высокоэнергетических процессов ТПУ силами молодых исследователей.

«Традиционные виды топлива — бензин, дизельное топливо — выдерживают температуры до -50°С. При более низких температурах такое топливо может просто замерзнуть в топливных баках и системах. Поэтому ученые модифицируют существующие и ищут новые виды топлива для использования, например, в условиях Арктики. А так как Арктика — это совершенно уникальная природная зона, к топливу, которое здесь используется, предъявляются особые требования с точки зрения его экологичности и безопасности, — говорит профессор исследовательской школы Павел Стрижак.

По его словам, ученые обратили внимание на гелеобразное топливо, которое обладает рядом преимуществ. Однако пока в энергетике не созданы устройства для его широкого применения.

Как отмечают в политехе, топливо в гелеобразном состоянии обладает рядом преимуществ: оно безопасно и удобно при транспортировке и хранении. В зависимости от компонентного состава можно получать образцы с относительно высокими экологическими или энергетическими характеристиками процесса горения, в том числе за счет добавления мелкодисперсных частиц металла.

«В настоящее время в качестве горючей основы при изготовлении образцов гелеобразного топлива мы используем масла нефтяного происхождения, в том числе отработанные турбинные, трансформаторные и автомобильные масла. Способ их загущения реализуется на основе метода получения криогелей. Путем смешивания при определенных условиях мы получаем жидкие масляные эмульсии. После цикла замораживания и оттаивания эти эмульсии переходят в гелеобразное состояние», — говорит доцент Исследовательской школы физики высокоэнергетических процессов Дмитрий Глушков.

Ученые провели эксперименты уже с 20 различными составами гелеобразного топлива. В лабораторных условиях они охлаждали их до -95°С и инициировали процесс горения при различных условиях.

В дальнейшем исследователи планируют добавить в состав гелеобразного топлива мелкодисперсные частицы, например, металла, чтобы расширить спектр практического приложения таких топлив.