17 ноября, воскресенье
-1°$ 100,00

Михайловская роща: уничтожить нельзя сохранить

Очередные потуги власти сделать что-то в Михайловской роще вызвали новые волнения

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

В середине ноября на сайте мэрии появился релиз про Михайловскую рощу. Точнее про московского инвестора, который вызвался благоустроить рощу. И благоустроить особым образом — устроить в ней парк аттракционов. Поставить колесо обозрения. И даже, возможно, дать парку новое имя!

Эта весть вызвала известное беспокойство среди томичей. Ведь роща эта совсем не простая. Я не говорю о том, что появилась она как парк в усадьбе купца Петра Михайлова. Не говорю о том, что она представляет собой уникальную экосистему. Что у очень многих с ней связаны истории детства, юности да и вообще жизнь. Достаточно понимания, что это единственный городской лес (да, есть такая категория) в относительном центре Томска! Остальные леса на окраинах.

Экологи утверждают, что Михайловская роща — если не легкие города, то важнейшая их составляющая. Ну а уж как горожане привыкли к названию. Михайловская роща — это не просто название леса. Это общегородской ориентир! Да и в конце концов, возможно, это провинциальные комплексы — не доверяем мы московским инвесторам. Ведь инвестор не спонсор. Он хочет вложенные деньги отбить. А как? На аттракционах? В Сибири? Где девять месяцев зима? Да и в Горсаду летом ажиотажа на каруселях, даже на Чертовом колесе не наблюдается. Значит интерес в чем-то другом. А в чем — непонятно. А значит, пугает!

По этому поводу на заседании в областной думе выступила Галина Немцева. Она высказала беспокойство томичей. Ее (неожиданно) поддержала Оксана Козловская, вспомнив историю с Белым озером, которое было родниковым, но после чистки в 70-х годах его наполняют водопроводной водой, так как родники ушли.

У Михайловской рощи в последние годы сложилась незаслуженная дурная слава. Мол, не роща, а бомжатник. Что чуть ли не ежедневно там находят неопознанные трупы. А по ночам под каждым кустом кого-нибудь насилуют.

Я участвовал в десанте по уборке Михайловской рощи. И меня удивило то, что она как раз не превратилась ни в пристанище бездомных, как лес 2-го микрорайона, ни в свалку. Весь мусор, который был оттуда нами вывезен, это то, что принесла Ушайка во время паводка, и то, что сваливали в овраги предыдущие уборщики, так как в роще элементарно нет урн. В целом, роща — вполне чистый по городским меркам лес. И те, кто там регулярно бывает, знают это. И любят там бывать.

Попыток благоустроить Михайловскую рощу было много. Еще при Александре Макарове рассматривался вариант размещения в ней Северского зоопарка. Потом был проект с аквапарком и прочими развлечениями. Затем проект восстановления рощи в историческом виде. Потом Михайловская роща победила наряду с Лагерным садом и проспектом Кирова в голосовании на благоустройство общественных пространств.

И вот московский инвестор. Масла в огонь подливал еще тот факт, что Михайловская роща потеряла статус особо охраняемой природной территории в 2011 году. А значит, чисто теоретически, с ней можно сделать все что угодно.

Но 23 ноября состоялось заседание областного суда по иску гражданина Уточкина Б.В. к администрации Томской области (которая приняла решение об упразднении ООПТ) о незаконном лишении рощи статуса охраняемой природной территории. И судья Петровский М.В. этот иск удовлетворил. Теперь администрация либо будет обжаловать это решение в Верховном суде, либо будет обязана выпустить документ о придании роще соответствующего статуса.

Это обстоятельство несколько ограничивает возможности и мэрии, и инвестора. Ведь теперь, по закону, в роще можно только создавать условия для массового отдыха граждан, а также охранять природу и поддерживать экологический баланс. Но есть обоснованная опасения, что чиновники прочитают только про «условия для массового отдыха граждан». И ухватившись за это, сделают все, что планировали. Ну, разве что колеса обозрения не будет, ведь капитальное строительство на территории Михайловской рощи запрещено. А колесо, оно именно капитальное строение, потому что с фундаментом.

Конечно, мэра можно понять в этом вопросе. Денег в бюджете города на всю эту канитель нет. Оставлять как есть нельзя. Поэтому, конечно, как только появился человек, который предложил решить эту проблему за свой счет, Иван Кляйн этому человеку очень обрадовался. Одна проблема — общественность беспокоится. И правильно делает!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора