22 ноября, пятница
-13°$ 100,68
Прочтений: 5475

Зимние особенности томской энергетики

В «Томской распределительной компании» рассказали, что влияет на надежность сетей и стоит ли опасаться отключений

Фото: «Томская распределительная компания»

Готовь сани летом, а телегу зимой. Эта поговорка на 100 % подходит к энергетикам. В ПАО «ТРК» к осенне-зимнему периоду начинают готовиться, как только заканчивается предыдущий — в конце марта. И к очередному осенне-зимнему периоду томская энергетика подошла во всеоружии и с полученным паспортом готовности от Минэнерго РФ. О том, что включает в себя эта подготовка и с какими трудностями приходится сталкиваться энергетикам, нам рассказал первый заместитель генерального директора — главный инженер «Томской распределительно компании» Олег Кинаш.

Программный подход

Энергетики работают круглогодично, и вся подготовка почти всегда имеет циклический характер: весна — подготовка к паводку, лето — пожароопасный сезон, и самое сложное — грозовые и штормовые периоды. Однако у подготовки к осенне-зимнему периоду (ОЗП) есть свои особенности.

— Подготовка к ОЗП — это, в первую очередь, выполнение ремонтной инвестиционной кампании. И для всех компаний группы «Россети» работы по ремонтной компании должны быть завершены до 1 октября. Конечно, работа по техобслуживанию оборудования, аварийные и внеплановые работы продолжаются и после, но основной ремонт по всему электросетевому комплексу должны быть выполнены в полном объеме, — рассказывает Олег Алексеевич. — После этого предприятия сетевого комплекса представляют отчет в Министерство энергетики РФ, и уже после проверки всех показателей компании вручается паспорт готовности к ОЗП.

Об объемах ремонтной кампании говорят цифры — сумма, выделенная на ее финансирование.

— По плану финансирование составляет 198,1 миллиона рублей. По факту мы за 10 месяцев провели работы на 200 миллионов рублей, выполнив всю программу на 100% и даже с перевыполнением по некоторым статьям, — отметил главный инженер ТРК.

Это связано с тем, что перед выполнением работ всегда проводятся торгово-закупочные процедуры. В процессе их выполнения порой появляется определенная экономия денежных средств. Благодаря этому получается проводить дополнительные работы, чтобы обеспечить надежную работу действующего оборудования, которое нуждается в полной или частичной модернизации.

Одна из важных работ — это расчистка и расширение просек под воздушными ЛЭП всех классов напряжения.

— В Томской области очень много линий проходит в лесной местности. Любое дерево или подрост возле ЛЭП несет угрозу обрыва провода при сильном ветре. В этом году мы полностью заканчиваем расширение просек линий 110 киловольт по всей области, — поясняет Олег Кинаш. — Остается много работы по линиям 35 кВ и по самым проблемным в этом плане линиям 10 кВ. В свое время они строились без соответствующих охранных зон. Сегодня охранная зона по этим линиям составляет всего 10 метров в одну сторону, а лес вокруг, как правило, 20-30 метров в высоту. Расширение просеки проводить непросто из-за специфики данной работы. Ширина охранной зоны очень маленькая, что создает большие сложности для работы спецтехники. К тому же нужно уложить поваленные деревья, придав им товарный вид, ведь потом государство их кому-то продаст. А в некоторых местах мы и вовсе не имеем права расширить просеку вдоль линии, так как кругом находится заповедник или особо-охраняемая территория.

Несмотря на все сложности, работы заканчиваем вовремя. Так как от этого напрямую зависит количество аварийных ситуаций на объектах компании.

Работы выполняются как сотрудниками компании, так и подрядными организациями. Если линия проходит вдали от населенных пунктов, в лес завозится техника, временное жилье, продукты. Как в фильме «Девчата», только девчат там нет.

Кроме того, проводится большая работа по замене опор 0,4/10 кВ во всех районах электрических сетей.

— В этом году мы заменили 2 388 опор. Повсеместно проводится выправка опор, замена голого провода на СИП (самонесущий изолированный провод), — рассказывает Олег Алексеевич. — Там, где это необходимо, меняем подводку к домам, огромный пласт работы — это ремонт электрооборудования. И весь этот комплекс мероприятий и есть ремонтная программа.

В рамках инвестиционной программы значительное количество средств потрачено на технологическое подключение потребителей к электроэнергии, а также на улучшение качества электроснабжения. Строительство жилого сектора вокруг города развивается хорошо, а вот строительство систем жизнеобеспечения идет отстающими темпами. Договоры технологического подключения зачастую не предусматривают инвестиционной составляющей. Вновь построенный поселок подключается к старой линии, которая не рассчитана на такой объем потребления электроэнергии.

— Мы обязаны подключить человека к системам электроснабжения, но обеспечить качество в таком случае можем не всегда так оперативно, как хотелось бы. Для того, чтобы после жалобы дело дошло до реконструкции, ее нужно включить в инвестиционную программу и согласовать в Минэнерго. На это может уйти больше года, — предупреждает главный инженер.

Ситуация с электроснабжением строящихся микрорайонов отличается в зависимости от подхода застройщика.

— Например, когда проектировался микрорайон «Южные ворота», мы совместно с застройщиком разрабатывали систему электроснабжения на несколько лет вперед. Там все продуманно и распланировано по этапам строительства, — делится Олег Кинаш. — Все высоковольтные кабели до нового микрорайона уже проложены, трансформаторные подстанции построены. Там, где дома уже сданы, все запитано. Дальше будет строиться микрорайон, будут строиться и новые ТП и прокладываться кабельные линии.

Проблемы возникают в основном с левобережными районами. Например, в «Северном парке» в настоящее время все стабильно, но для обеспечения электроэнергией дальнейшего строительства нужно строить новые мощности. Еще больше вопросов возникает при строительстве в зоне поселка Тимирязево, Дзержинского, Зоркальцева. Многие линии не рассчитаны на такие нагрузки энергопотребления. Иными словами, у них в сети не 220 В, а ниже. Поэтому мы периодически получаем жалобы на низкое качество электроснабжения.

Особенности зимних аварий

В морозные дни может сыграть такой фактор, как расширение проводов. Пролеты между опорами довольно большие, летом провод расширяется и провисает, зимой — натягивается. Есть нормативный провис проводов, который для этого делается, но со временем все стареет, из-за низких температур возможны обрывы провода. Особенно если провод алюминиевый, без металлических жил.

Когда на улице 30-40 градусов мороза, возникают сложности в работе спецтехники: практически невозможно работать автогидроподъемниками и кранами. Людям тоже приходится тяжело, но они справляются, а техника — не всегда.

В этом году уже были предаварийные ситуации, вызванные большим количеством снега и одновременно теплой погодой. Когда температура воздуха не очень низкая, снег мокрый, если на участках с низкой нагрузкой на воздушных линиях есть незамерзающие полыньи на ручейках, поднимается влажность и оседает на проводах в виде льда. Целый пролет может быть покрыт толстым слоем ледяной корки. Провод не рвется, но сильно опускается вниз под тяжестью льда. В этом году уже 4 линии очищали от снега.

Хоть и спрогнозированным синоптиками, но тем не менее сюрпризом стали осенние ураганы, нехарактерные для Томской области. Самый ветреный период традиционно — май-июнь. Ураганы, которые пронеслись по региону в конце октября, ноябре особенно такой силы, к счастью, редкость.

— Для линий электропередач ветра до 35 м/с не страшны, не ветер рвет провода и ломает опоры. Большинство отключений в конце октября были связаны с тем, что что-то упало на линии. Как это, например, произошло с опорой на ул. Енисейской. От порыва ветра массивная крыша свалилась на самый верх опоры, произошел резкий динамический удар. И она не сразу упала, она медленно падала: ветер продолжал дуть дальше. После этого крыша слетела с опоры в сторону, и когда люди утром начали фотографировать, на ней осталось немного листов, и создалось впечатление, что опора упала от небольшого удара листов кровли, — рассказывает о самой обсуждаемой аварии Олег Алексеевич.

Линии 10 кВ, которые тогда отключались, также были обесточены из-за падений на линии веток и деревьев. Они растут за пределами охранных зон, но в такие ветра их вырывает с корнями и ломает как спички, поэтому и происходят такие отключения, которые между собой мы называем «деревянными»!

Часто зимой бывают жалобы на падение напряжения в сети. По одной из версий, это связано с использованием обогревателей.

— Давайте разбираться: каждая линия имеет свои технические параметры. Воздушная линия и кабельная передача электроэнергии характеризуются уровнем напряжения и пропускной способностью. Определенный диаметр провода может пропустить определенное количество ампер. Если через него начинает идти больший ток, падение напряжения также становится больше. Мощность теряется в проводах, и до потребителя доходит плохое качество, — поясняет Олег Кинаш. — Когда энергосистема работает на нормальных, а не предельных характеристиках, ничего сильно не меняется. А когда оборудование рассчитано на одни параметры (плита, холодильник, чайник и другая бытовая техника), а появляются другие (водонагреватели, теплые полы, тэны) — у потребителей снижается качество электроэнергии.

Самый очевидный способ решения качества электроснабжения — замена линий. Сейчас заканчиваются работы в селе Дзержинском. Но там большой клубок проблем. Прежде всего, земельный вопрос. Очень плотная застройка, дороги, газопроводы, водопроводы. У нас нет возможности поставить новые опоры и проложить новую линию. А строить на месте старого без отключения потребителей невозможно. Возмущение жителей можно понять, но без замены линии улучшить качество электроснабжения невозможно. Там проведена замена большого участка линии 10 кВ с установкой новых реклоузеров. Благодаря этому линия будет лучше «делиться».

Раньше в случае аварии на линии без света оставался почти весь поселок. Теперь нам удастся выделить определенный участок, на котором произошла авария, и без света окажутся лишь несколько домов вокруг. А если вспомнить, что линия частично расположена в сосновом бору, где нет охранных зон, так как нельзя вырубать особо ценные породы деревьев, то падение веток на ЛЭП не редкость. После завершения работ ситуация с качеством электроснабжения и отключениями там значительно улучшится.

Всегда готов

Остаться без электричества неприятно в любое время года. Но зимой это может повлечь за собой еще и отключение отопления. По нормативам есть 24 часа на устранение аварий. Но среднее время восстановления электроснабжения — 1,5 часа. Кого-то удается подключить через 10 минут, кого-то через час, а кто-то ждет и все 10 часов. Время устранения затягивается чаще всего из-за поиска места аварии. Большинство линий находится в лесистой местности и для того, чтобы добраться до места аварии, необходимо доставить вездеход, иногда приходится добираться на снегоходах или лыжах. Все необходимое снаряжение берут в руки и идут в тайгу.

Однако есть объекты, для которых каждая минута без света — критична.

— Если произошло отключение, мы сразу определяем социально-важные объекты (сады, школы, больницы, котельные и т.д.) и выдвигаем к ним резервные источники электроснабжения. Для обеспечения оперативного электроснабжения социальных и специализированных учреждений в районах области размещены 23 передвижных резервных источника снабжения электрической энергией (РИСЭЭ) мощностью 30-200 кВт. Существующая транспортная схема и места размещения позволяют оперативно доставить РИСЭЭ к месту технологического нарушения. И в это же время мы продолжаем поиск неисправностей, чтобы включить в работу саму линию, — рассказывает главный инженер ТРК. — Из последних примеров — 29 октября, во время урагана был обесточен психоневрологический диспансер в Итатке. Мы привезли туда РИСЭЭ, но на момент доставки электроэнергия уже была подана. Однако лучше приехать и оказаться ненужными, чем никуда не выезжать и поставить под угрозу здоровье людей.

Быть во всеоружии во время непогоды позволяет постоянный мониторинг прогнозов во всех доступных источниках.

— Кроме того есть Гидрометцентр и МЧС, которые присылают штормовые предупреждения, на основании которых мы вводим режим повышенной готовности, — поясняет Олег Алексеевич. — Когда объявляется РПГ — все плановые работы прекращаются, люди готовят технику, инструменты, материалы, которые могут понадобиться при устранении аварийных ситуаций. Бригады готовы в любой момент выехать к месту аварии. Если нам нужна помощь, мы можем запросить ее в других ДЗО Россетей. Но, слава богу, пока обходимся своими силами. Хотя сами довольно часто участвуем в устранении неисправностей в МРСК Сибири: в Кемеровской области, Красноярском крае, иногда выезжаем на Алтай. Внутри компании мы такой же принцип используем. Если у нас проблемы в Томском районе, мы можем вызвать бригады из Асино, Кожевникова, Колпашево если их не зацепила стихия.

Цифровой формат

— Цифровизация — это одно из актуальных направлений для обеспечения безопасности сетей. Если Вы видели наш щит в Центр управления сетями (ЦУС), то знаете, что на нем можно увидеть наши подстанции, нагрузку и состояние коммутационных аппаратов. Если подстанция хорошо телемеханизирована, видно нагрузку по каждой линии, мощность, состояние выключателей, работу защиты. На таких подстанциях нет дежурных, и при любой неполадке телемеханика передаст все данные в ЦУС. Диспетчерам останется только отправить оперативно выездную бригаду, — говорит Олег Кинаш.

В Томской области огромное количество подстанций разбросано на бескрайних территориях. Конечно, пока еще есть старые подстанции, которые «непрозрачны». Если там происходит отключение, оперативники выезжают, заходят, смотрят, определяют, что случилось, и потом принимается решение, что надо делать, чтобы устранит проблему.

— Однако в этом году мы проделали большую работу по «осветлению» подстанций. Она подразумевает собой установку телемеханики на подстанциях 110 и 35 кВ, — комментирует Олег Алексеевич. — В результате «осветлили» практически все наши подстанции. Там нет телемеханики в полной мере, но мы можем получить пять сигналов: уровень напряжения, состояние вводов — вкл/выкл, состояние входной двери — открыто/закрыто.

— Благодаря этому мы можем узнать об отключениях, не дожидаясь звонков от населения, и оперативно приступить к устранению отключения, — уточняет Олег Алексеевич.

Полностью цифровизировать весь энергокомплекс региона мы планируем до 2030 года. Здесь предстоит масштабная работа, к которой мы готовы.

Опубликовано в рамках информационого сотрудничества