22 ноября, пятница
-13°$ 100,68
Прочтений: 6763

Накануне новой эры ОСАГО: какие нововведения ждут автовладельцев в 2019г

Изменения в «автогражданке» должны решить ряд острых вопросов

Фото: DepositPhotos / vukxxx

В этом году ОСАГО отмечает юбилей: в середине 2003 года в России вступил в силу закон, обязывающий всех водителей страховать свою ответственность, находясь за рулем авто. Вопросов к «автогражданке» за это время возникало немало, споры о том, как усовершенствовать законодательство и сделать систему ОСАГО более гибкой и удобной, не утихают 15 лет. Есть надежда, что новый пакет законодательных инициатив со следующего года позволит решить наиболее острые вопросы для автовладельцев.

***

«Несгораемый» бонус

Сейчас ситуация обстоит таким образом, что, если человек не оформлял полис в течение года, все накопленные «бонусы» сгорают. В итоге автовладелец, даже при условии многолетней безаварийной езды, получавший при предыдущем оформлении ОСАГО скидку в 50 %, «скатывается» на начальный третий класс страхователя (коэффициент бонус-малус — 1). Или обратная сторона: водитель, который попадал в аварии несколько раз в год из-за собственного агрессивного вождения, сделав паузу в год, «обнулял» свою репутацию и платил за ОСАГО столько же, сколько аккуратный водитель.

— У меня стаж вождения более 20 лет, за все годы — ни одной аварии. В своей страховке имел скидку почти 50 %. В 2013 году поменял авто. Проездил год, и тут как гром среди ясного неба: в дверь позвонили приставы. Оказывается, предыдущий владелец брал кредит под залог авто, о чем меня не оповестил. Как только он перестал платить по кредиту, авто нашли и арестовали. Я лишился своей иномарки, — сетует томич Александр Георгиевич. — Пока шли суды и я пытался вернуть затраченные на покупку средства, прошло больше года. Все это время меня возил по делам сын, иногда я пользовался такси и общественным транспортом. Когда мне наконец вернули деньги, купил новый автомобиль. При оформлении ОСАГО в страховой узнал, что мои бонусы восстановлению не подлежат. Где справедливость?!

И таких случаев в России немало. Сейчас более 50 % всех жалоб на ОСАГО, поступающих в Банк России, касаются именно коэффициента бонус-малус (КБМ).

— Многие проблемы вытекают из-за несовершенства самой системы, — комментирует сайту 56orb.ru директор департамента страхового рынка Банка России Филипп Габуния. — Мы планируем сделать систему КБМ простой и понятной. Сейчас, если человек в течение года не был вписан ни в один полис ОСАГО, его КБМ обнуляется. «Прощает» система и грехи неаккуратных водителей. Например, водитель, который совершил несколько аварий и получил коэффициент 2,45, продолжает год водить по полису без ограничения водителей, а через год у него снова коэффициент станет равен 1. Новая система действия бонус-малуса, с одной стороны, закроет лазейки для аварийных водителей, а с другой — не будет обнулять коэффициент, если человек по какой-то причине год не был вписан ни в один полис ОСАГО.

По новым правилам, которые начнут действовать в 2019 году, КБМ присваивается персонально водителю, и не будет меняться в течение всего года. И самое главное — отменяется годовой срок давности. Теперь, если по какой-то причине водитель не садился за руль даже несколько лет, его коэффициент по ОСАГО сохранится. Это поможет поощрять безаварийных водителей и наказывать тех, по чьей вине случались ДТП, в виде повышения стоимости полиса, не допуская несправедливости после годовой паузы.

Со следующего года решится и проблема водителей, которые вписаны в полисы ОСАГО нескольких авто вместе с другими водителями, у которых худший КМБ.

— Все эти огрехи мы намерены исправить в ходе самого первого шага реформы, — поясняет Габуния. — У каждого водителя теперь будет только один КБМ. Причем для тех, кто имел несколько КБМ на этапе старта новой системы, будет выбран наилучший, то есть предоставляющий наибольшую скидку.

Права автовладельцев — под защитой

Еще свежа у многих в памяти ситуация, когда покупка полиса ОСАГО была проблемой: очередь растягивалась на несколько дней. Сегодня количество жалоб на невозможность оформить полис значительно снизилось, но решенной полностью проблему пока назвать нельзя.

Для того, чтобы разрешить эту ситуацию окончательно, Банк России планирует увеличить размер штрафов для страховщиков, препятствующих покупке полиса автогражданской ответственности. Кроме того, рассматривается предложение ввести обязательную видеозапись процесса оформления договора автострахования. Навязывать дополнительные услуги и тем более шантажировать, что в случае отказа от них полис не будет оформлен, не получится.

К слову, уже сейчас с помощью видеозаписи можно подтвердить и невозможность оформить электронный полис (сайт зависает, постоянно выдает ошибку и т.д.). Если после обращения автовладельца нарушение будет подтверждено регулятором, к страховщику также будут применены штрафные санкции.

Обсуждается и решение другой проблемы, с которой нередко сталкиваются участники ДТП: отмена учета износа деталей и запчастей при расчете денежной компенсации за ущерб, причиненный автомобилю в аварии.

— У меня случилось ДТП, где я выступаю как пострадавшее лицо, — рассказывает томич Артур. — Написал заявление в страховую компанию по ОСАГО на ремонт автомобиля. Они мне сделали первую экспертизу, а потом выписали направление на ремонт авто. В сервисном центре, который сотрудничает с моей страховой, разобрали поврежденную часть моего автомобиля и отправили счет на полную стоимость ремонта с новыми деталями (б/у они не ставят) страховой компании. Страховая компания согласовала сумму, но не полную: 31 тысячу рублей мне надо доплатить самому, так как учитывается износ деталей.

Планируемые нововведения позволят сделать так, чтобы денег, которые выплачивает страховщик, в таких ситуациях хватало на ремонт. Однако это будет работать только в случае ремонта. Связано такое ограничение с предупреждением возможных случаев мошенничества, когда, например, старенький авто специально подставляется под грузовик. Если автомобиль после аварии не будет подлежать восстановлению, возместят лишь его реальную стоимость.

Также будет ликвидирован очевидный перекос, связанный с лимитом ответственности по ОСАГО за вред, причиненный жизни и здоровью пострадавших в ДТП. В настоящее время жизнь пассажира маршрутного транспортного средства оценивается в четыре раза выше, чем пешехода или пассажира обычного автомобиля. То есть, если в случае ДТП один человек погиб, попав под колеса автобуса, а другой — в его салоне, то близкие первого получат 500 тысяч рублей, а второго — два миллиона. В новой версии закона прописано последовательное повышение компенсационных выплат за погибших и пострадавших в ДТП, а наследники получат одинаковые страховые суммы, независимо от того, в каком качестве выступал погибший.