5 октября, суббота
+11°$ 94,87
Прочтений: 6205

Спиваков помнит, как Лигачев приглашал оркестр на ужин

Владимир Спиваков после пресс-конференции
Фото: Дмитрий Беркут

Владимир Спиваков обещал томичам большой праздник хорошей музыки и он его устроил. Все, кому посчастливилось быть 4 декабря в Большом концертном зале, получили незабываемый подарок от него и от Национального симфонического оркестра. Увы, автор интервью не оказалась в числе счастливчиков. Но имела возможность пообщаться с маэстро на пресс-конференции. Спиваков пришел ровно 13 минут спустя после ее начала. Но он не опоздал. Маэстро дал возможность директору оркестра Георгию Агееву рассказать замечательную историю создания коллектива, который впервые посещает Томск в рамках гастрольного турне по Уралу и Сибири.

Итак, осенью 2002 года Владимир Спиваков, тогда главный дирижер Российского национального оркестра, в программе «Время» неожиданно для всех объявил, что уходит с поста главного дирижера. Эту передачу видел и Владимир Путин. Он тут же позвал Спивакова к себе и спросил, что произошло и может ли он помочь. Владимир Теодорович объяснил суть конфликта с частными владельцами оркестра.

А дальше диалог строился примерно так: «Что бы вы хотели?» — «У меня есть несколько предложений от крупных американских оркестров, но мне не хочется уезжать из страны» — «Возьмите любой коллектив на выбор» — «Я не хочу чужой. Хочу создать новый, свой» — «Зачем новый, особенно в Москве, которая по количеству оркестров на душу населения превосходит все столицы мира?» — «Я хочу создать оркестр, которого у нас до сих пор не было» — «Я помню оркестр Мравинского, в молодости ходил на его концерты. Это был потрясающий оркестр! Вы можете создать такой же?» — «Не могу дать гарантии, но я знаю, как это сделать.

Во-первых, надо собрать хороших музыкантов. Знаю, кого пригласить, знаю, что за мной пойдут многие и из российского национального, и из «Виртуозов Москвы», и из других оркестров. Мы объявим конкурс, в нашем оркестре смогут играть и музыканты из регионов. Во-вторых, должны быть лучшие инструменты. В большинстве российских оркестров играют на плохих, особенно струнных. Поэтому струнные инструменты должны быть старинными, в идеале — итальянскими, допустимы французские или немецкие, они стоят десятки тысяч евро каждый» — «Что еще?» — «Оркестр надо создавать с учетом российских традиций. Для меня очень важно, чтобы оркестр получил наименование «национальный». Это не просто слово, это понятие, которому мы собираемся служить».

Оказалось, что два Владимира одинаково понимают слово «национальный», что в их представлении оно не тождественно «государственному». Национальный — гордость и лицо нации, и он должен работать в России. Хотя и по миру тоже должен ездить. Но гастроли по стране — обязательны. Путин обещал помочь. 15 июня 2003 года Российский национальный филармонический оркестр был создан. И с тех пор коллектив ежегодно устраивает творческий отчет перед жителями российской провинции.

— Томск — особый город в моей жизни, публика здесь замечательная, — такое признание вместо приветственного слова сделал Владимир Теодорович, присоединившись к участникам пресс-конференции. — Еще когда «Виртуозы Москвы» играли первые концерты, и музыкантов неохотно отпускали из своих оркестров (ибо принято держать и не пущать), тогда у нас должны были состояться три выступления в Томске. А самолеты не летали. Что-то случилось. Мы сидели на кухне одного из наших «виртуозов», который жил неподалеку от аэропорта. Ждали. Прошел день. Второй. На третий вылетели. В Томске мы вынуждены были играть три концерта за один день — в пять часов, в семь и в девять. Зрители, понимая, что у нас не было возможности ни поесть, ни попить, приносили из дома еду. И в перерывах между концертами передавали нам чай, кефир, пироги с черникой, какие-то еще вкусности... Этот случай произошел в бытность Лигачева. И он задержал вылет самолета в Москву, потому что пригласил весь оркестр на ужин. Такое забыть нельзя.

— Вы обещали Путину, что оркестр будет национальным по духу, то есть исполнять преимущественно русскую классику, музыку, проверенную веками и десятилетиями. Но с недавнего времени принято говорить об инновациях в культуре. Как совместить инновации с национальным достоянием, с традициями? Будет ли ваш оркестр когда-нибудь исполнять произведения авангардные, опусы современных композиторов?

— Я думаю, когда Дмитрий Анатольевич Медведев активно ввел в нашу жизнь понятие «инновации», он прекрасно отдавал себе отчет, что настоящее и будущее невозможно без прошлого. И сам он не с планеты Плутон. Поэтому мы будем продолжать развивать те лучшие традиции, которые были заложены еще русским исполнительским искусством XIX века, а потом развивались в Советском Союзе. Мы — национальный оркестр, как мы можем не играть великие творения русских композиторов?! Именно на них самый большой спрос во всем мире. А что касается авангарда, то что считать авангардом? Если говорить о сегодняшнем дне, то таких композиторов, какими были Шостакович, Стравинский, Рахманинов, Прокофьев, Щедрин, Губайдуллина, Пярт, Канчели, Денисов, сегодня нет. Да, есть Десятников, Тарнопольский, Сельверстов, но, согласитесь, масштаб-то не тот. Оркестр играет много современной музыки и со мной и с другими дирижерами, которые помогают расширить кругозор музыкантов. Если вы читаете одну и ту же книгу, то это будет маловато для вашей жизни. Тогда ваш культурный багаж — маленький чемоданчик.

— Оркестр создан при поддержке Путина. Означает ли это, что у вас есть какие-то обязательства перед ним?

— Что касается моих личных взаимоотношений с Владимиром Путиным — они хорошие. И если были просьбы с его стороны, то я откликался. Скажем, когда Владимир Владимирович впервые вылетел во Францию, то французская пресса перед визитом развернула против него скверную кампанию. И Путин просил, чтобы дети моего фонда выступили на одном из протокольных мероприятий. Я, естественно, согласился. А дети — они во всем мире дети. Когда маленький ребенок, родом из Сибири, выходит на европейскую сцену и изумительно играет Шопена, то забывается обо всем остальном. Наш концерт Владимир Владимирович преподнес в качестве подарка голландской королеве Беатрис. И несмотря на то, что в тот день его мучили журналисты три часа по очень острым вопросам, тем не менее, он сидел в первом ряду, вместе с королевой. И к концу вечера, когда королева, против всякого этикета, выбежала на сцену, обняла меня и призналась, что очень счастлива, Владимир Владимирович сказал: «Какое счастье, что был концерт Владимира Теодоровича». Я не против этого. Но некоторым политикам я откажу. Это правда. Такие есть. И я уже отказывал. Одно дело — обязательства, другое дело — вопрос совести. Я против своей совести не пойду. Когда меня просили подписать письмо против Ходорковского — я отказался.

— Насколько культура должна быть аполитичной и отстранена от политической и общественной жизни? Ведь к вашему мнению прислушиваются.

— Вот вы употребили слово «культура». А что такое культура? Это не только скрипка, гитара, рояль, пение…Это вообще все! И взаимоотношения в парламенте, и здравоохранение, и милосердие человеческое... Культура — колоссальное понятие. Это наша жизнь.

— Когда вы решили устроить тур по Уралу и Сибири, захватывая такие города, как Томск, где гастроли больших филармонических коллективов — большая редкость, по какому принципу отбирались произведения, на какого слушателя ориентировались?

— В случае с Томском — по просьбе принимающей стороны. В это турне мы взяли четыре разных программы. Скажем, в Новосибирске будем играть совершенно другое второе отделение — музыку из балета Стравинского «Поцелуй феи» и Чайковского «Спящая красавица». А сегодня в Томске — Пятая симфония Чайковского.

— За последние десять-пятнадцать лет ваша публика поменялась?

— Когда распался Советский Союз, люди не знали, где живут. Сейчас ситуация стабилизировалась. Публика возвращается в филармонические залы. Единственное, что меня всегда смущает — это цены на билеты. Но к формированию цены мы не имеем никакого отношения. Была бы моя воля — я бы совершенно бесплатно играл. Но гастроли — это дорогостоящее дело.

— Сейчас модно участвовать в каких-нибудь шоу. Кто-то танцует, кто-то на коньках катается, как ваш коллега Игорь Бутман. Вас приглашали в какое-нибудь шоу?

— Приглашали на бокс. На коньках я не стоял никогда, поэтому отказался. Я думаю, что все эти шоу для классических музыкантов — это не хорошоу.

— У вас очень дружная семья. Скоро Новый год, вы подарки для дочек уже приготовили?

— Да, я очень запасливый папаша. Старшая увлекается кино, и я ей приготовил хорошую коллекцию наших фильмов, а средней купил перламутрового слоника. Только для младшей нет пока подарка... Подарки покупаю по всему миру. Потому что у меня график такой, что из Новосибирска — в Киев, а оттуда в Париж, потом в Люксембург, затем возвращаюсь в Москву и почти сразу вылетаю в Санкт-Петербург. Но к Новому году буду в Москве. И дети прилетают домой на 31 декабря. В этот день у нас концерт «Огни большого города» — программа, посвященная Чаплину.

— Получается, Москва — самый комфортный для вас город?

— Да, поэтому я и живу в Москве, и нигде так хорошо себя не чувствую, как в России.

— Своим творчеством на каждом концерте вы дарите людям огромную радость. А что вам, Владимир Теодорович, доставляет радость? Отчего испытываете удовольствие — огромное-преогромное?

— Самое огромное удовольствие испытываю как раз оттого, что доставляю радость слушателям.