25 ноября, понедельник
-3°$ 102,58
Прочтений: 11519

Новый год в дореволюционном Томске: советы путешественнику во времени

Фото: из открытых источников

Признайтесь — хотели бы вы побывать в дореволюционном Томске, своими глазами увидеть Троицкий собор во всем его великолепии, рассмотреть витрины магазинов — Гадалова, Макушина, Пастуховой...? К сожалению, мы не можем предложить нашим читателям портативную машину времени — пока не можем. Но в будущем-то наверняка она появится! Так что мы решили подстраховаться и дать самые необходимые советы тем, кто решит встретить Новый год в Томске тысяча восемьсот — или девятьсот... какого-нибудь года. А помогут нам в этом пять самых крупных дореволюционных газет Томска: «Сибирская газета», «Сибирский вестник», «Томский листок», «Сибирская жизнь» и «Утро Сибири» (для экономии места в тексте обозначим их как СГ, СВ, ТЛ, СЖ и УС).

Но предупреждаем сразу: в дореволюционной России, а соответственно и в Томске, главными зимними праздниками были праздники православные — Рождество и Святки. Светский Новый год, затерянный между ними, означал всего-то смену одной даты на другую в календаре. Однако постепенно он становился все более востребованным у горожан, которые не собирались упускать возможность весело провести еще одну праздничную ночь. Ну а теперь наши советы путешествующим во времени.

Когда праздновать Новый год?

Не сочтите этот вопрос за праздный. «Утро Сибири» в одном из новогодних номеров специально уделило внимание истории этого вопроса — в мировом контексте:

«Во Франции до 1556 года новый год начинался Пасхою. Англичане до 1752 года новый год праздновали 26 марта. Копты и в настоящее время новый год празднуют 1 августа, сирийские христиане 1 сентября, несториане — 1 октября... У русских празднование нового года с 1 января началось с Петра Великого. До этого времени церковный год начинался с 1 марта, а гражданский — с 1 сентября. ...Первый новый год (январский) отпразднован в 1700 году очень торжественно» (УС. 1914. № 1).

Ну и добавим, что до 1 февраля 1918 года все эти даты были датами «по старому стилю», то есть отличались от настоящего времени на 13 суток.

Совет путешественнику во времени:

Четко рассчитать время прибытия, определив эпоху (до или после Петра Великого?), вооружившись юлианским и григорианским календарями.

Что на елочку повесить?

В дореволюционной России главным атрибутом праздничных дней были елки, наряжать их начинали еще на Рождество. Правда, традиции устанавливать «общегородские» елки на улицах и площадях Томска тогда не было, праздник организовывали исключительно в помещениях — дома, в Общественном собрании, в учебных заведениях, в приютах и т.д. Выглядели елки шикарно и производили ошеломляющее впечатление на детей. Как писала газета в одном из отчетов, «сожаление одной девочки, выраженное в обращении к елочке словами: «Елочка, елочка, почему ты бываешь в году один раз» — вполне гармонировало общему настроению детей» (УС. 1912. № 286).

Вот несколько описаний новогодних «лесных красавиц»:

«Вокруг освещенной и увешанной золотыми орехами, конфектами и бонбоньерками елки дети, взявшись за руки, кружились под звуки фортепиано, пели песни, играли в соседи, танцевали. Когда догорели свечи, елка была развенчана. Сначала всем были выделены конфекты, затем пришпилены блестящие ордена и выданы хлопушки с костюмами...» (СГ. 1886. № 52 — из отчета о проведении одной из первых «общественных» елок для детей, организованных Е.А. Макушиной).

«Елка, большая, богато изукрашенная елка, стоящая среди комнаты, сверкала, залитая огнями и блеском. Чего-чего только не было на этом дереве, ветви которого гнулись под тяжестью развешенных яблоков и разнообразных лакомств. Золотые орехи, блестящие конфекты, пряники, игрушки, фонарики... Весь этот блеск, все это великолепие невольно ослепило мальчика, никогда не видевшего ничего подобного» (Станюкович К.М. Первая и последняя елка — СГ. 1886. № 53).

«Самая елка была украшено превосходно, хотя и не богато; она по временам освещалась посредством особого прибора бенгальским огнем, что придавало ей очень хороший вид и сильно занимало детей» (СВ. 1888. № 1).

«Залитая огнями и разубранная украшениями громадной величины елка доставила немало удовольствия детям» (УС. 1912. № 286).

«Красиво убранная елка, залитая огнями, доставляла детям громадное удовольствие, и они с увлечением пели, играли и танцевали вокруг нее» (УС. 1913. № 2).

Советы путешественнику во времени:

Купить орехи и завернуть в золотую бумагу. Набрать побольше конфет в блестящих фантиках. Привязать ленточки к яблокам. Рядом с орехами, конфетами и яблоками повесить: пряники, игрушки, фонарики. Приготовить свечи для иллюминации.

Как организовать детский праздник?

У человека состоятельного в дореволюционном Томске было довольно много обязанностей перед обществом. И одно из них — организация рождественских елок и новогодних праздников для детей разных сословий. Так, например, ежегодно попечители и жертвователи устраивали праздники для воспитанников приюта «Ясли», Владимирского детского приюта, Покровского приюта, епархиального женского училища и практически всех детских образовательных учреждений. Своими силами проводили елки учительский институт (для учащихся местных средних учебных заведений), коммерческое собрание (для детей членов собрания), пожарные томской городской пожарной команды (в помещении полицейского депо) и т.д.

Были и необычные вечера. В 1912 году администрация литографии Сибирской железной дороги организовала елку для детей своих работников (УС. 1912. № 2) А еще раньше, в 1899 году, в университетской клинике праздник для восьми больных детей организовали профессор Е.А. Рогович и доктор С.М. Тимашев: они установили в свободной палате елку, раздали разного рода игрушки и сласти. Дети были очень довольны подарками «и весь последующий день были заняты ими» (СЖ. 1899. № 285).

Но самой необычной была, пожалуй, елка в тюрьме — устроенная для детей заключенных и для детей надзирателей. В качестве подарков «каждый из них получил: мальчики ситцу на рубашку, а девочки на платье, по кульку конфект, орехов и т.д.» (СЖ. 1905. № 1).

В газетах всегда подчеркивалось, что на такие праздники, организованные по частной инициативе, охотно приходили «первые лица» города и губернии, приезжие высокие гости: директор народных училищ Н.К. Рамзевич, окружной инспектор А.В. Попов (СЖ. 1902. № 283), инспектор по делам печати П.Т. Виноградов, епископ бийский Иннокентий, ректор семинарии архимандрит Евфемий (УС. 1912. № 3), а также гласные думы, вице-губернаторы и т.д.

Для организаторов важно было, что праздники проводились не для «галочки», они сами наслаждались той радостью, которую доставляли детям — к тому же нередко такие мероприятия заканчивались чаепитиями для взрослых. Газеты не уставали подчеркивать:

«Этот детский праздник прошел очень мило и весело для детворы, в числе которой были дети в возрасте начиная от двух-трехлетних. Все они остались елкой, по-видимому, довольны, до упаду танцевали, играли, пели песни...» (СЖ. 1892. № 283).

«Праздник носил чисто семейный характер, и лица детей дышали неподдельным весельем, оживлением и радостью. После литературного отделения и игр были розданы подарки и угощения» (УС. 1913. № 284).

Советы путешественнику во времени:

Пожертвовать деньги на праздник. Подготовить подарки: сладости, книжки, игрушки, платки, бонбоньерки, отрезы материи. Позвать обязательно: господина начальника губернии. Можно также: члена городской думы, инспектора по делам печати, епископа, попечителя приюта и т.д. Дождаться публикации в газете благодарности от приюта/училища/и т.д. и отчета о проведенной елке.

Как встретить Новый год «официальным образом»?

«Официальный» Новый год в Томске начинался так:

«Наступление Нового года было возвещено колокольным звоном. Томичи уже почти привыкли в эту ночь, на рубеже старого с Новым годом, посещать церковную службу; особенно много народа собралось к 12 часам ночи на богослужение в домовую архиерейскую церковь...» (СВ. 1897, № 2).

В первый день нового года совершались литургии в Кафедральном соборе, на них томским губернатором или полицмейстером приглашалась «все должностные лица гражданского ведомства, общественных учреждений», а также жители города. В объявлениях об этом мероприятии подчеркивалось: «Форма одежды парадная».

Затем горожане спешили поздравить губернатора: это был, конечно, официальный визит, и принимать дома всех желающих «отметиться» было бессмысленно. Так что в 1896 году томский губернатор генерал-майор Асинкрит Асинкритович Ломачевский с супругой Варварой Михайловной просили «своих знакомых и желающих граждан» обменяться поздравлениями в залах Общественного собрания (ТЛ. 1896. № 278). Там же принимали поздравления губернаторы в 1899 году, и в 1900, и много лет подряд, а в 1910-х годах ритуал переместился в Кафедральный собор.

Совет путешественнику во времени:

Обязательно посетить богослужение и литургию. Послушать, как колокольный звон возвещает начало нового года. В парадной одежде нанести визит губернатору.

Куда пойти повеселиться?

Альтернативой «официальному» празднику служили светские развлечения, и традиционным местом их проведения в конце XIX-начале XX веков было Общественное собрание. Здесь в основном устраивались маскарады, к ним в 1910-х годах добавились спектакли и оперетты. Так, объявление 1912 года гласило:

«Представлено будет — «Красивые женщины» Аверченко и «Ночь любви» -—мозаика. В заключение кабарэ и танцы. Начало в 11 часов ночи» (УС. 1912. № 287).

В 1915-м «Оперетта Кириллова и А. Вольского» предлагало следующую программу в Общественном собрании:

«В четверг, 31 декабря — пикантная оперетта парижского жанра «Когда мужья изменяют».

По окончании спектакля — встреча нового года. Кабарэ. Романсы, танцы, куплеты, трюки. Участвует вся труппа.

Маскарад, танцевальный вечер. Летучая почта. Конфетти, серпантин.

Лица, взявшие билеты на спектакль, за вход в маскарад ничего не платят. Вход на маскарад 1 рубль» (УС. 1915. № 285).

Новогоднюю ночь можно было провести и в театре Е.И. Королева. В 1898 году представление выглядело так:

«В 12 часов ночи на 1 января нового года на сцене театра Королева появился замаскированный в рубище старик, изображавший старый год; по сцене старика сопровождали мальчики и били его кнутами, пока старый год не провалился в уготованное для него отверстие. В этот момент за кулисами прозвучал выстрел и на сцену был вынесен русскими молодцами новорожденный ребенок. Публика получила билеты с пожеланиями на новый год...» (СЖ. 1898. № 2).

Этот опыт, по-видимому, был сочтен не особо удачным, и уже на следующий год театр пообещал своим посетителям следующую увлекательную программу:

«В четверг, 31 декабря, представлено будет:

В первый раз: «ЛОВЛЯ ЖЕНИХОВ», веселая комедия в 3 действиях перед. Бабецкого.

Участвует вся труппа.

По окончании спектакля БОЛЬШОЙ МАСКАРАД и встреча Нового года» (СЖ. 1898. № 280).

В 1900 году в театре вечером шла комедия «По гривенничку за рубль», а потом, по окончанию спектакля обещали «грандиозный маскарад» и « «приз за лучший дамский костюм» (СЖ. 1900. № 284).

В начале XX века встретить Новый год можно было и в... цирке. Его владелец Э.А. Стрепетов не жалел красок, описывая преимущества своего новогоднего праздника:

«Ровно в 12 часов ночи для встречи нового года дан будет грандиозный Бал-маскарад. Перед началом маскарада будет поставлена большая, эффектная живая картина «Новый 1909 год». Ровно в 12 часов открывается маскарад. Предварительно состоится грандиозное маскарадное шествие. Кавалеры, принимающие участие в танцах, должны быть в черных костюмах» (СЖ. 1908. № 279).

К 1913 году от объявлений о встрече Нового года просто рябило в глазах. К себе зазывали:

— концертный зал-ресторан «Европа» (карнавал! Дамам живые цветы бесплатно! Ужин по особой карте!);

— опера Г.О. Шумского (карнавал! «желающим участвовать в карнавале костюмы бесплатно»!);

— семейный ресторан-сад «Эрмитаж» («зал ресторана будет украшен разноцветными флагами и декорирован зеленью», цены на кушанья и напитки — «вне конкуренции»!);

— ресторан «Россия» (море света! Бой конфетти и серпантина! «Светло, весело, уютно»!) — и так далее (СЖ. 1913. № 286).

А экстремалы в 1905 году могли пойти, например, на новогоднюю вечеринку, которую организовал томский комитет РСДРП — Российской социал-демократической рабочей партии (буквально 4 месяца назад вышедшей из подполья благодаря первой русской революции 1905-1907 годов). Правда, вход на нее был платный (СЖ. 1905. № 1).

Совет путешественнику во времени:

Пользуясь привилегией путешествий во времени, после посещения богослужения вернуться в новогоднюю ночь еще раз и провести ее в Общественном собрании. Потом вернуться еще раз, чтобы отметить ее в ресторане «Россия» — и далее по списку. На вечеринку социал-демократов — пойти из любопытства.

Где покататься на коньках?

В конце XIX века самым популярным катком был каток на реке Ушайке: «Каток этот, по своему устройству, совершенно удовлетворяет публику, так как он достаточно длинен и широк», писали современники. Переобуться можно было в теплом павильоне (в нем же размещались и музыканты, так что музыка играла на катке до поздней ночи). А можно было и просто погулять вокруг и полюбоваться на катающихся на коньках (СВ. 1890. № 2).

Общество содействия физическому развитию в 1900 году планировало организовать елку на льду — «с живыми картинами и фейерверками», с раздачей подарков с елки (за отдельную плату) (СЖ. 1900. № 282). Но увы — праздник пришлось отменить из-за внезапного 40-градусного мороза.

Томское добровольное пожарное общество на карте на Татарской улице, в саду Дислера, организовало музыку на катке (СЖ. 1905. № 1).

Совет путешественнику во времени:

Обязательно выбрать относительно теплую новогоднюю ночь и посетить каток!

Где взять маскарадный костюм?

Как ни странно, проще всего было найти карнавальный костюм в Томске в... парикмахерской:

«Почти во всех парикмахерских на праздниках отдаются на прокат маскарадные костюмы; есть даже специальные костюмеры, которые поражают дешевизной прокатной платы. На Болоте, например, отдают костюмы за 30 к. на маскарад». Правда, писали журналисты, эти костюмы «преимущественно берутся неинтеллигентной неразборчивой публикой», и неудивительно: их не чистили после употребления, так что «все эти мефистофельские мантии, цыганские шали» и так далее были довольно опасны в плане инфекций. Костюмы рекомендовалось делать самим.

Томские журналисты часто сетовали на то, что на маскарадах собственно карнавальных костюмов, особенно оригинальных, было не особенно много. Но попадались и удачные, например, такие:

«Сравнительной изящностью и точностью в выполнении отличался костюм «Войны». Обращали на себя внимание публики костюмы «розы», представляющий из себя распустившийся цветок розы, и «Городской хроники» — белый костюм клоуна, обшитый кругом листами бумаги с разными карикатурами на интересы городской жизни» (ТЛ. 1896. № 2).

«Премии были присуждены жюри: дамская — за костюм цветочницы, мужская — за костюм, довольно удачно изображавший собою червонного карточного короля» (СЖ. 1902. № 1).

«Цветочницы», «ночи», «испанки» и «итальянки» и просто скромные домино исчерпывали фантазию представительниц прекрасного пола. Отметим, как более выдающийся, и очень грациозный, отличающийся вкусом, костюм «невольницы», вероятно «негритянки», с серебряными запястьями на руках и ногах, и скованными длинной серебряной цепью руками, и красным тюрбаном» (СВ. 1888. № 1).

«...особенно грациозен и выдержан был костюм «цыганки с бубном» — синяя юбка и корсаж, с накинутой чрез одно плечо красною шалью, картинно собранной складками; голубой шелковый сарафан и белая шелковая рубашка и фартук, шитые шелками русским шитьем, другой маски — отличались роскошью и артистической работой» (СВ. 1888. № 1).

Совет путешественнику во времени:

Не брать костюм напрокат! Сделать маскарадный костюм самому и получить приз за оригинальность. Уговорить надеть маски и костюмы всех своих знакомых. Не ходить в маскарадном костюме по улице: в нем холодно!

Что съесть, чем запить?

Ресторан гостиницы «Европа» предлагал следующее меню ужина на 31 декабря 1912 года:

1. Консоме свеклица, гренки пай и дябли

2. Волжский судак в белом вине.

3. Жаокле: индейка с яблоками. Соленье — вишни и карнишоны.

4) Пунш гречанка. Шампанское (УС. 1912. № 287)

В буфетах подавали в основном чай, закуски, фрукты и шампанское.

Но вообще со спиртным в Томске надо было быть осторожным: дореволюционные обыватели выпить любили до такой степени, что в 1887 году, например, за новогодние праздники от неумеренного пьянства умерло несколько человек. В 1895 году только за новогоднюю ночь было арестовано за пьянство и буйство 31 человек.

Совет путешественнику во времени:

Не увлекаться спиртным. Попробовать все блюда из томских дореволюционных ресторанов. По возможности взять рецепт.

Что пожелать знакомым?

В газетах дореволюционного Томска новогодние пожелания были все в основном юмористического или сатирического характера, например такие:

«Сибирским обывателям. Хоть на час освободиться от опасности быть обворованными или ограбленными.

Томскому университету — к юридическому факультету прибавить физико-математический.

Учащимся: поменьше латинских и греческих огорчений.

Городу Томску, кроме мостовых, водопровода, трамвая и проч. и проч. — деятельного пожарного общества» (СЖ. 1898. № 1).

«Матушке России — стать грамотной...

Обывателям. Во-первых, самосознания, во-вторых, самосознания и в-третьих, опять-таки, самосознания...

Профессорам — побольше связи с обществом и большего участия в общественной жизни.

Студентам — быть сытыми круглый год.

Дамам — хоть чуточку уменьшить рабское отношение к моде...

Дирекции музыкальных классов. Выкупить из ломбарда рояли...» (СЖ. 1899. № 1).

«Сибирским больницам перестроиться, помыться и почиститься...

Томичам большей сердечности по отношению к голодающим...

Членам драматического общества — сметь свое суждение иметь...

Городской библиотеке - сделаться бесплатной и всем обывателям доступной.

Томским ворам смилостивиться над обывателями и дать им передышку.... (СЖ. 1900. № 1).

Совет путешественнику во времени:

Придумать оригинальное пожелание, не увлекаясь иронией и сарказмом. Если писать в газету — основательно добавить иронии и сарказма в пожелания.

Какой стих прочитать под елочкой?

На праздниках до революции дети читали разные стихотворения хорошо известных русских авторов (Некрасова, Пушкина и т.д.), но нашему путешественнику во времени предлагается быть оригинальным и прочитать стихотворения на новогоднюю тему местных авторов. Они публиковались в томских газетах. Например, такое произведение П. Тарасова:

Жертва праздника

<...> Теплая зала. Блистая кругом

Массой нарядов, роскошных кистей,

Залита светом, как в сказке какой

Ель молодая стоит меж детей.

Шумно! Веселье! Им всем не до сна:

Всех их лишь радует елка одна.

Дети кружатся, поют, и горят

Личики их от восторга огнем.

Вот она елка! Вот праздник настал!

Так все мечтали давно лишь о нем!...

Шумно! Веселье! Им всем не до сна:

Всех их лишь радует елка одна.

Вся улыбаясь, сверкая и млея,

Видя почет, власть свою над толпой,

Ель наслаждалась, не веря себе,

В счастье свое, что дано ей судьбой...

Шумно! Веселье! Им всем не до сна:

Всех их лишь радует елка одна.

***

Двор. Все в снегу. Никого не видать.

Ночь наступила, все спят по домам.

Только чернеется елка в углу,

Будучи брошена с мусором там...

Спит все глубоко недремлющим сном,

Сковано холодом. Тихо кругом» (УС. 1912. № 2).

Судя по всему, экологическое сознание не было чуждо томичам и в начале XX века — судьба срубленных на праздник и затем выброшенных елочек волновала их и тогда...

Справедливости ради надо сказать, что в газетах можно было обнаружить и что-нибудь более праздничное, или даже патриотическое — например, стихотворение М. Глебова «На Новый год»:

Как родная семья,

Мы сплотились, друзья,

Воедино для общего блага.

Разливайте вино.

В искрах блещет оно

И сильнее все пенится влага;

И наш первый бокал

За родной идеал:

За Сибирь, за ее процветанье!

Пусть же к силе пера

Ради только добра

Привлекает нас польза и знанье.

Пожелаем, друзья,

Чтобы наша семья

Сохранила святые преданья

До конца своих дней

Ради светлых идей

И страны дорогой процветанья» (СЖ. 1898. № 1).

Что выбрать: визит или открытку?

В Томске до революции были особенно в ходу две формы новогодних поздравлений: это визиты и открытки. Обе этих формы неустанно — и абсолютно безуспешно — критиковались газетами. Вот, к примеру, «Сибирская жизнь» негодовала:

«В первый дань праздников почтальонами разнесено по городу 15.000 поздравительных писем. Невольно является вопрос: зачем из года в год проделывается эта отжившая форма вежливости, соединенная с мучениями почтальонов, тратой на карточки, конверты и марки? Не было бы более рациональным деньги эти тратить на приюты и богадельни?» (СЖ. 1900. № 282).

С визитами была та же самая история, и точно так же газеты советовали прекратить визиты как «бессмысленнейшую китайскую церемонию», а деньги потратить на какую-нибудь благотворительность.

Пример подобного желательного поведения подал в 1902 году начальник Сибирской железной дороги В.М. Паловский, который обратился к своим служащим с просьбой: «не делать ему на праздниках визитов, не посылать поздравительных телеграмм, карточек и писем, а вместо всего этого сделать пожертвование в пользу бедных бывших служащих Сибирской железной дороги и их семейств» (СЖ. 1902. № 284). Отозвавшись на призыв начальника, служащие собрали ни много ни мало — тысячу рублей!

Совет путешественнику во времени:

Написать поздравление, запечатать его в конверт, наклеить марку и отдать почтальону. Нанести визит вежливости всем, с кем успеете познакомиться. Написать гневное письмо в газету с рекомендацией перестать тратить время и деньги впустую на «формальные поздравления». В следующий визит пожертвовать деньги на нужды бедных томичей.

Как не замерзнуть в новогоднюю ночь?

Погода в новогодние ночи в Томске не отличалась постоянством. То было «пасмурно, снег, тихо» и минус один, как 31 декабря 1902 года; то в канун Нового года температура резко понизилась до минус 32, и «последние два дня город окутан был густым туманом», как в 1908 году. В 1887 году 40-градусные морозы стояли в течение всей недели до Нового года, «в иные дни с ветром и буранами». Понятно, почему «прекрасная, тихая и теплая погода» в первый день 1890 года «вызвала на улицы нашего города массу гуляющих и катающихся»: «все спешили, пользуясь праздничным днем, подышать свежим воздухом, после многих дней мороза и бурана» (СВ. 1890. № 2).

Особенно же повезло томичам в 1896 году: новогодняя ночь была просто «роскошная», и «почти до двух часов ночи много гуляющей публики любовалось электрическим освещением» (СВ. 1896. № 1). А потом начался ветер, перешедший в ураган — он сорвал много вывесок, крыши на некоторых домах (и в частности на полицейском управлении), а на Базарной площади разбился один электрический фонарь. Но Новый год-то удалось встретить в тишине и спокойствии!

Совет путешественнику во времени:

Одеваться теплее, помня о коварстве томской зимы.

Свеча или электричество?

Говоря откровенно, вплоть до 1895 года и выбора-то такого не было. Городское электрическое освещение впервые запустили 31 декабря 1895 года — в семь часов вечера. Вот это понимаем — отличный подарок горожанам! «Томск встретил Новый год при электрическом освещении!» — радовались газеты. Правда, из 20 электрических уличных фонарей зажгли ровно половину, но все равно: «новинка привлекла массу любопытных и возбудила между ними много толков». Первым делом в Томске осветили улицы Миллионную, Магистратскую, Набережную реки Ушайки и Воскресенскую гору. А потом уже «свет цивилизации» распространился и на весь город.

Кстати, с этого времени описание многих удачных мероприятий включало в себя и «обилие электрического света»:

«Первый маскарад, устроенный в новом помещении общественного собрания, 2 января, сошел довольно успешно. Масса публики, значительное число масок, обширное высокое помещение, обилие электрического света, довольно порядочная музыка, — ну, конечно, и буфет, — все способствовало общему оживлению, и маскарад вышел настолько удачный, как редко в Томске бывает за последние годы» (СЖ. 1900. № 2).

Совет путешественнику во времени:

Выбрать правильный момент для посещения Томска: Любителям романтики, свечей и неосвещенных улиц — до 1895 года. Ценителям яркого света и электрических фонарей — после 7 часов вечера 31 декабря 1895 года.

Вот, пожалуй, и все наши советы. С наступающим Новым годом!