29 сентября, воскресенье
+5°$ 92,71
Прочтений: 2069

Сколько же у нас Чапаевых?

Фото: gatchina3000.ru

7 ноября 2009 года не только революционная, но еще и культурная годовщина - 75 лет фильму «Чапаев». Сразу же удостоенный многих премий, послуживший предметом изучения и обучения, он и по сей день пользуется успехом. А то, что творилось тогда, трудно себе представить. На «Чапаева» шли коллективами, в московском кинотеатре «Сатурн» этот фильм демонстрировался два года подряд, утверждают, что Сталин смотрел фильм 30 раз!

Не будучи критиком, не стану анализировать причины всемирного успеха предвоенного советского историко-революционного фильма («Чапаев» вошел в золотую сотню шедевров за всю историю кинематографии). Но всё же отмечу, что режиссеры братья Георгий и Сергей Васильевы (они не братья, но так написано в титрах) оказались впереди мировых профессионалов, и многое «из Чапаева» до сих пор можно увидеть и в голливудских фильмах, и в отдельных сценах нашего кино, и в жалких подражаниях типа «Штрафбата».

В «Чапаеве» потрясающий актерский состав - Борис Бабочкин, Борис Блинов, Леонид Кмит, Варвара Мясникова в главных ролях, Борис Чирков, Сергей Шкурат, Николай Симонов - в эпизодических, и даже в роли врагов - вспомните полковника Бороздина - замечательный ленинградский трагик Илларион Певцов. Фильм оптимистичен, несмотря на трагический сюжет, основанный на романе Дмитрия Фурманова. Вот тут-то и начинается самое для меня интересное...

Роман «Чапаев» ныне едва ли кто-нибудь читает - всему своё время. Но читавшие знают: Чапаев в кино и Чапаев в романе - разные! А серьёзная литература о Гражданской войне свидетельствует еще об одном Чапаеве, которого нет ни у Фурманова, ни у Васильевых - Чапаеве историческом.

Участник первой мировой войны, награжденный четырьмя Георгиевскими крестами. Организатор Советской власти в Николаевске. Уездный военный комиссар. Командир Пугачевской бригады, громившей белых казаков и чехов. Командир Александровогайской группы войск. За разгром частей генерала Ханжина, первом крупном поражении Колчака, ставшем началом его краха, награжден орденом Красного Знамени. Но в фильме этот Чапаев отстутствует! Нельзя же считать знаменитое объяснение «на картошке», которого, кстати, в романе нет, доказательством военных талантов уральского самородка!

Но так и должно быть! Есть страницы истории - это научное знание, есть роман - это художественная литература, есть фильм - это киноискусство. Однако большинство зрителей дорожат одним Василием Ивановичем - показанным Борисом Бабочкиным. Его Чапаев - вовсе не копия исторической личности. Он истинно народный герой! Такими мы видели борцов за новую власть, естественно, идеализируя минувшее.

И вроде бы всё ясно, и говорить тут не о чем. Но мощное влияние фильма на умы и сердца советских людей не могло оставить равнодушными и наших противников. И в последней трети прошлого века из мутных источников выловили еще одного Чапаева. По стране растеклись мерзкие, пошлые анекдоты о героях фильма. Они были, пожалуй, первыми из полившегося на СССР потоков грязи. Сочинители рассчитали правильно - прошлое надо высмеять. Конечно, это была лишь ничтожная доля зла, но целей она достигла, плоды её мы пожинаем до сих пор, не даром президент заявил о вреде фальсификации истории.

Сегодня фальсификация затруднительна и требует тонких подходов. И многие телеканалы, говоря о «Чапаеве», показали весь фильм или его фрагменты, но сделали любопытные выводы из одной частности.

Через три дня (!) после начала Великой Отечественной войны на экраны вышла короткометражка «Чапаев с нами». Герой в ней не тонул, а, выйдя на берег Урала, звал бойцов Красной Армии на бой с фашистами! Замечательный пример оперативности искусства! В 1941 году мы так это и воспринимали. Чапаев с нами, с нами сила, мужество и наша героическая история, наше дело правое, победа будет за нами.

Но комментаторы 2009 года, показав эту короткометражку, оценили не силу «Чапаева», не призыв на битву с жестоким врагом, не мастерство кино, вслед за начдивом выведшего на экраны Максима из знаменитой трилогии (Борис Чирков), Стрелку из «Волги-Волги» (Любовь Орлова) и других героев любимых народом фильмов. Оказывается, главное - колебания постановщиков - утопить героя или спасти его во имя соцреализма! И фильм становится не шедевром мирового уровня, а одним из многочисленных блокбастеров, где дело не в истине, и, тем более, не в идее, не в воспитании зрителя, а в киноэффектах.

Вот такие грустные дела... А некоторым томичам помнится еще один Чапаев. В 1947 году курсантов ТОКЗАУ отправили в Бийск для стажировки в недавно прибывший из Маньчжурии полк. Принимал нас его командир, усатый красавец, носивший, как и все тогдашние артиллеристы, шпоры и шашку. Была на нем и черная бурка, делавшая полковника Александра Чапаева, прошедшего всю войну, еще более похожим на его легендарного отца.

Действительно, Чапаев был с нами все годы Великой Отечественной!