23 ноября, суббота
-14°$ 102,58
Прочтений: 11420

Так «посылает» мэр

Инвестпослание главы полумиллионного города никому не адресовано

Инвестиционное послание мэра Томска, которое Иван Кляйн подписал на прошлой неделе, никого ни к чему не обязывает даже в намерениях. Именно в этом суть странного на первый взгляд девятистраничного документа. Но он многое объясняет в истории, почему у нынешней администрации Томска ни в одной отрасли экономики полумиллионного города нет ни одного крупного инвестпроекта с внебюджетными деньгами.

Инвестиционное послание — векторный жанр. Он не дает ответов на конкретные вопросы, например, как администрация будет дальше работать с земельными долгами местного строительного бизнеса, которые так и висят в дебиторке муниципального бюджета. Но инвестиционное послание мэра абсолютно точно должно давать ответ на вопрос, нужны ли городу инвестиционные деньги. Проще говоря, хочет город развиваться или нет?

Я этого ответа не нашел, зато нашел два других.

Во-первых, теперь мы точно знаем, что у нынешней администрации никаких внятных планов, что делать с городом, нет. Во-вторых, инвестпослание четко делит все заинтересованные стороны: есть администрация города, есть горожане и есть какой-то там бизнес, который «мнется» на входе в город. Власть не ассоциирует себя с нами. Это статус-кво администрации Кляйна. Администрация города — но не горожане.

Зря они нам его показали, свое инвестиционное послание. И главное, зачем? Теперь мы точно уверены, что живем с ними совсем в разных городах.

Это не инвестиционное послание, это, скорее, вид на жительство. И этот вид на жительство не адресован никому. Ни инвесторам, потому что в послании описаны вещи, которые, либо не имеют никакого отношения к ним, либо те, к которым не имеет никакого отношения администрация города. И горожанам послание тоже не адресовано. Сейчас объясню, почему.

В послании есть перечень приоритетов инвестиционной политики в ближайшие годы. Их почему-то 12. Поскольку речь идет именно о приоритетах, они в приоритетном порядке, видимо, и расставлены. Так вот под номером два в этом перечне буквально записано: «увеличение объемов выпуска пищевой продукции». И дальше перечисляются крупные местные компании продовольственного бизнеса, где сразу после «Сибирской Аграрной Группы» упоминается небезразличное Кляйну «Томское пиво». После этого как-то глупо даже спрашивать, какое отношение администрация города имеет к росту бизнеса местных производителей еды, но я все-таки спрошу мэра: вы, действительно считаете, что увеличение объемов еды — это приоритет инвестиционной политики Томска?

Причем, речь даже не идет о росте, скажем, налогов. В инвестиционном послании они просто обсуждают, что в Томске надо производить больше еды, и точка. И это их инвестиционная цель. Так открытым текстом написано в послании.

А под номером три в приоритетах у градоначальника — повышение конкурентоспособности машиностроительной отрасли. Как в воду глядели. 2017 год начался с того, что город на несколько дней встал, заваленный по уши снегом. Они неделю не могли почистить дороги. Муниципальный транспорт полным составом возит убытки вместо пассажиров. А у мэра Кляйна в середине 2017 года в приоритетах инвестиционной политики города — еда и конкурентоспособность машиностроительного бизнеса.

В 2017 году они решили, что инвестиционной политике города, которая номинальна, поскольку крупных проектов по-прежнему нет, не хватает, оказывается, «прокладок». В своем послании Кляйн говорит, что в этом году при нем будет создан общественный совет по улучшению инвестклимата и развитию предпринимательства. Отличная новость для мэра, который давно изолировал себя от местного бизнеса, ну и от города целиком. Ему очень нужна такая «прокладка», чтобы размазывать обсуждения и публично получать готовые советы.

Никому другому такой общественный совет больше не нужен. Ни городу, ни местному бизнесу такие «прокладки» не нужны, если не брать во внимание совсем уж прикладные вещи в виде продавливания каких-то конкретных решений. Бизнес должен взаимодействовать с мэром напрямую, для этого дела не нужны «прокладки».

Всем известно, что мэр Кляйн закрыт. В прямом смысле этого слова: бизнес, который хочет потратить свои деньги на что-то, что так или иначе связано с муниципальными интересами, напрямую дотянуться до томского градоначальника давно не может. Вы можете обсудить свои предложения к городу с кем-то из заместителей мэра, но дистанцию до Кляйна не преодолеете. Теперь все будет застревать где-то в новом совете.

И если говорить об инвестиционных приоритетах города, то вот эта дистанция до мэра Кляйна должна быть первым таким приоритетом, раз вторым у них еда.

Есть ощущение, что это инвестиционное послание мэра имеет сослагательную форму, и нас с вами, правда, послали. Хорошая новость в том, что это произошло не сегодня, но сегодня вы об этом узнали.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора