24 ноября, воскресенье
-5°$ 102,58
Прочтений: 1760

Томские ученые: наибольший вред атмосфере Арктики наносит транспортное загрязнение

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Ученые ТПУ совместно с коллегами из Лаборатории арктических исследований Тихоокеанского океанологического института (ТОИ) ДВО РАН выяснили, что в одном из самых северных населенных пунктов РФ — Тикси — основным источником черного углерода, влияющего на процессы глобального потепления, является транспортное загрязнение (сжигание топлива в двигателях внутреннего сгорания), сообщает пресс-служба томского вуза.

Работа была выполнена в содружестве с учеными Стокгольмского университета и другими европейскими партнерами ТПУ и ТОИ. От Томского политехнического университета участие в исследованиях приняли ученые Международной лаборатории изучения цикла углерода и кафедры геологии и разведки полезных ископаемых, возглавили научный проект профессора ТПУ Наталья Шахова и Игорь Семилетов.

Черный углерод образуется при неполном сгорании топлива в дизельных двигателях, а также при лесных пожарах, сжигании древесины в дровяных печах, в печах для обжига кирпича и так далее. Основной компонент черного углерода — сажа, которая выпадает на поверхность снега и льда, что приводит к значительному понижению способности исходно белой поверхности отражать приходящую солнечную радиацию. Это, в свою очередь, способствует усилению таяния снежного и ледового покрова нашей планеты, а, следовательно, может ускорить процессы глобального потепления, поясняют в вузе.

«Исследования проводились на базе Полярной геокосмофизической обсерватории, расположенной на берегу Северного Ледовитого океана, вблизи поселка Тикси. Это место было выбрано в качестве фонового, исходя из максимальной удаленности от современных промышленных центров. Полученные результаты оказались неожиданными для всего нашего научного коллектива», — отметил Игорь Семилетов.

По данным ТПУ, ранее считалось, что основными источниками черного углерода в Арктике являются сжигание попутного газа (газовых факелов), тепловые электростанции и лесные пожары. Однако результаты двухлетних наблюдений и многомесячных аналитических и модельных исследований показали, что в Тикси основным источником черного углерода является транспортное загрязнение. Происходит оно, как предполагают ученые, в основном, за счет переноса загрязненного транспортом воздуха из европейской части России.

«От газовых факелов в атмосферу поступает до 6 % черного углерода, от лесных пожаров — до 12 %, а от тепловых электростанций — до 9 %. Основной же вклад в местный баланс черного углерода вносят транспорт (38 %) и локальные источники (35 %). Под локальными источниками подразумеваются организации и хозяйства, сжигающие древесину и уголь», — говорится в сообщении.

Ученые отмечают, что полученные результаты существенно изменяют представления и подходы к изучению роли черного углерода в Арктике.

«Для уточнения полученных оценок планируется провести новый цикл совместных со Стокгольмским университетом исследований с фокусом на роли газовых факелов, значительное количество которых находится в нижнем течении великой сибирской реки Обь. Результаты нашего исследования могут изменить базовое понимание роли черного углерода в функционировании хрупкой климатической системы Арктики, что дает шанс на разработку значимых мер по смягчению эффекта от ожидаемых последствий», — пояснила профессор кафедры геологии и разведки полезных ископаемых ТПУ Наталья Шахова.

Новые исследования могут быть начаты в 2018 году, резюмировали в политехе.