25 ноября, понедельник
-3°$ 102,58
Прочтений: 1392

Ученые ТГУ разрабатывают метод анализа топлива для избежания авиакатастроф

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Ученые ТГУ разрабатывают методы диагностики выхлопных газов, выделяемых при работе реактивных двигателей, промышленных предприятий, извержении вулканов, автомобилей. Это поможет в режиме реального времени определять качество топлива и вовремя предотвращать техногенные и природные катастрофы, сообщает пресс-служба вуза.

Работу ведет аспирант РФФ ТГУ Олег Егоров под руководством профессора Ольги Войцеховской. Ученый работает со спектрами оксидов водорода, углерода, серы и азота — молекулы этих газов образуются как при сгорании топлива, так и при окислительных процессах в природе.

«Если увеличивается число молекул диоксида серы в газовых потоках, исходящих из вулкана, то повышается вероятность извержения; зафиксировав это, мы можем предотвратить катастрофу. Аналогично можно судить и о качестве топлива, например, авиационного керосина. Для газовых продуктов его сгорания есть допустимые нормы концентраций, если выхлопные газы им не соответствуют, то значит самолету нельзя лететь, иначе может произойти крушение», — отмечает Олег Егоров.

По словам ученого, взаимодействие выхлопных газов с водяным паром, содержащимся в атмосферном воздухе, приводит к образованию кислотных дождей, поэтому непрерывный контроль выхлопов имеет значение и для решения экологических задач.

Сейчас Егоров разрабатывает физико-математические модели, описывающие спектры поглощения газов, — это длина и интенсивность оптического излучения после прохождения через молекулы выхлопного газа. Аспирант исследует спектры поглощения в диапазоне температур от комнатной (296 К) до высокой (1000 К) для одиночных газов и их смесей.

У каждого техногенного или природного объекта существует своя спектральная характеристика для выделяемых им газов. Если сравнить ее с «эталонной», то можно говорить о «правильности» процессов, происходящих внутри объекта, сделать выводы об их безопасности, подчеркивают в университете.

«Разработанные ученым методы можно использовать при создании устройства, дистанционно регистрирующего спектральные характеристики выхлопных газов и определяющего качество топлива автомобилей, функционирование промышленных предприятий, реактивных двигателей», — отмечают в ТГУ.