Учить жить в будущем: как устроена первая школа «Томского коллайдера»
В Томске состоялось итоговое событие форума «Томский коллайдер» — 2016. В этом году организаторы форума — департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области и Центр общественных проектов «Площадь» впервые запустили школу «коллайдера» — собственный курс лекций, на котором могли обучаться школьники, студенты и просто активные жители города.
Томские эксперты — генетик, писатель, преподаватель, инженер и другие специалисты — за три месяца работы школы прочли десять лекций о будущем. После этого ученики школы отрабатывали свои знания на практике в образовательных оффлайн и онлайн-играх.
Закрытие школы прошло в МКЦ ТПУ — партнера «Томского коллайдера», в формате образовательного форума. Хедлайнером дня стал известный промышленный дизайнер Владимир Пирожков. Пирожков разрабатывал интерьеры для Citroёn и Toyota. Одно из произведений Пирожкова — самый продаваемый в России японский кроссовер Toyota RAV4. Теперь он занимается не только легковыми авто, но и вертолетами, подводными лодками и космическими кораблями. Также Пирожков разрабатывал официальную раскраску и фирменный стиль пассажирского самолета Sukhoi Superjet, а также макет факела для олимпиады в Сочи.
Сейчас Пирожков работает в одном из лучших инженерных вузов страны — МИСИСе. Одна из задач, которая сейчас стоит перед университетом, — как найти молодых людей, которые смогут стать инженерами будущего.
«Нам не хватает таких инженеров, которые, как в конце позапрошлого века, могли и создать мост, и сделать лифт, и провести электричество. Сегодня нам нужны не точечные специалисты, а люди с general view, инженеры-продюсеры, креативные инженеры. Сейчас растет поколение, в котором могут появиться такие инженеры. У них очень интересное мировоззрение: они свободны в своем выборе и могут помечтать. Эти дети-мечтатели предлагают совершенно другую повестку дня. Я недавно видел антигравитацию. Передачу энергии на расстоянии. Если их мечты реализовать, можно выйти на новые горизонты: на то, чего нет», — говорит Владимир Пирожков.
По его словам, готовить таких мечтателей нужно еще с детства, создавая для них системы поддержки, начиная с детского сада.
«К счастью, после Советского Союза в России осталась система домов детского творчества. Она служит своего рода фильтром, отбирающим талантливых детей. Хорошим фильтром в сфере детского творчества стал проект на Первом канале «Голос. Дети». Но после того, как эти дети выступают, их оставляют. Было бы хорошо иметь инфраструктуру сопровождения этих ребят сквозь жизнь. То есть взяли, например, в детском саду парня, который интересуется антигравитацией, довели его до школы, отправили в кружки, отдали бы в правильный институт, а потом сопроводили его в проект антигравитационного коллайдера где-нибудь на космодроме «Восточный».
Такая система сопровождения чем-то напоминает советские передачи «Алло, мы ищем таланты». Но не надо бояться уместно использовать переосмысленный опыт советского союза, считает Пирожков. Другая проблема в том, что воспитывать и учить нынешних детей, как советских, уже точно не получится.
«По сравнению с нашими бабушками и дедушками у наших детей действительно есть все. Еще два поколения назад в семье были одни валенки на несколько человек, наши отцы могли только мечтать о мотоцикле, а в современных семьях по две машины на двух взрослых. В Китае, например, уже выросло поколение «маленьких императоров» — единственных детей в семье, у которых все есть и которые ничего не хотят. Встает очень серьезный вопрос мотивации этих детей. Современного ребенка увлечь можно только увлеченный преподаватель с какой-то нереально интересной историей. Такого плана образование мы пытаемся создавать», — поясняет специалист.
На закрытии школы с мастер-классом также выступил педагог из Новосибирска Вадим Полюга, руководитель инжинирингового инкубатора, который разрабатывает альтернативу скучным урокам — игровые школьные модули, преподаватель факультета журналистики ТГУ, дизайнер Илья Мясников, историк Юрий Шевченко. Своим видением будущего с учениками «Школы» поделились и другие эксперты.
Роботы учат наших детей и делают 70 % работы, которую сегодня выполняют люди, человеку уже не нужно работать, чтобы не умереть с голоду, отредактировать геном своего ребенка можно уже сегодня — казалось бы, будущее выглядит вполне привлекательно.
«То, какой прогресс произошел с генетикой за последние 13 лет, можно сравнить с первыми попытками человека построить воздухоплавательное устройство и полетом на Луну, — рассказал ученикам школы коллайдера старший научный сотрудник Владимир Харьков. — Генетика перешла на новый технологический этап. Теперь мы можем «считывать» не отдельные признаки, а исследовать полный набор генов в течение всей жизни. Для изучения у нас есть огромные массивы данных, и наша задача — научиться их обрабатывать».
Получив доступ к редактированию гена, первым делом генетика научится исключать наследственные болезни у эмбрионов — грубо говоря, вырезая вредный кусочек генетической цепочки. Потом изменять собственный геном смогут и взрослые люди.
«Например, мало кто знает, что многие теннисисты делают себе операции на глаза, чтобы получить отличное зрение для дальних расстояний. В недалеком будущем это будет возможно не с помощью медицинских операций, а с помощью редактирования генома», — рассказал Владимир Харьков. — Но, получив возможность приобретать выдающиеся способности, человек рискует потерять свою «человечность».
О том, почему современному человеку необходимо ответить себе на вопрос, кто я, рассказал историк, создатель проектов «Этнофорум», «Русские сезоны» Даниил Крапчунов:
«Современный принцип толерантности приводит к тому, что все относительно: нет абсолютных истин, нет мужчин и женщин, нет «право» и «лево» — все равнозначно. А без этого человек теряет себя как человек. Мне кажется, мы можем делать определенную экстраполяцию в будущее: фактически человек без этих личностных начал превращается в машину, становится механистической единицей».
Опасность глобализации обсудили на лекции известного томского писателя Владимира Костина.
«Долгое время слова «культура» и «цивилизация» были практически синонимами, лингвистически они пересекались. Сейчас же цивилизация вполне по-большевистски задавила культуру. Культура осталась досугом узкой части состоятельных людей. Да, вроде бы цивилизация помогает человеку приблизиться к культуре — взять тот же Интернет. Но дело в том, что создавая системы помощи человеку, цивилизация в то же время его от культуры отваживает. Приведу пример. Конец 80-х — начало 90-х — нищета страшная. Зарплату в университете не платят по три месяца. Но мы на последние деньги выписывали журналы. Теперь мы, конечно, стали жить посытнее, привели себя в гигиенический порядок. Но когда книги были недоступны, мы почему-то читали, доставали их, а сейчас, когда это доступно, нам это почему-то и не нужно. Фактически Шиллера, Гете, Пушкина сейчас нужно уже переводить для современных людей, хотя они обманчиво написаны на том языке, на котором мы выросли».
«Мы изучили тему будущего достаточно широко. Мы устремлялись вдаль, рассказывая о том, чем может быть чревата глобализация, и погружались глубоко внутрь человека, изучая его буквально на генетическом уровне. Все наши спикеры никогда не встречались вместе, мы не давали им никакой установки, но в итоге оказалось, что каждый специалист со стороны своей отрасли пытался ответить на вопрос, как человеку остаться человеком в завтрашнем дне, — говорит директор форума «Томский коллайдер» Алексей Васильев. — У нас были лекции, как о старом добром чтении, так и о проблемах современной инженерии. Мы видим, что современная наука, особенно в своем практическом применении, не делится больше на сугубо техническое и гуманитарное знание. Даже если вы работаете в сфере филологии, вы прибегаете к компьютерной лингвистике. В самую творческую профессию приходят программные решения, нейронные сети и работа во многом становится вопросом технологий. Именно поэтому одним из выводов Школы стал акцент на необходимости сохранения гуманитарных основ технологического развития».
Каждую неделю для учеников школы, помимо открытых лекций «коллайдера», проходили образовательные игры. Те, кто не мог посещать игры, например, жители области, могли выполнять задания онлайн и проходить миссии в образовательной компьютерной игре «Агенты будущего», в которой каждый может попробовать себя в энергетике, информатике, робототехнике и других отраслях знаний.
«Это не простая игрушка: она требует вовлеченности и интеллектуальной работы. Нам было важно, чтобы школа стала не просто развлечением, досугом: ведь школа в обществе выполняет миссию инициации: человек должен пройти через испытания, чтобы стать взрослым и образованным», — рассказывает директор школы Алексей Васильев.
Ближайшие планы создателей школы «коллайдера» — открыть на базе ТПУ Центр научно-технических инициатив для детей и подростков. Он будет сотрудничать с томскими школами, выявлять способности к инженерному творчеству у детей и помогать им выстраивать индивидуальную образовательную траекторию.
На правах рекламы