«Дети дождя»: как в Томске проходят реабилитацию дети с аутизмом
Когда двухлетнему Вове Татарчук поставили диагноз «аутизм», его семья жила в Стрежевом. Местные педагоги пытались проводить развивающие занятия с мальчиком, но без навыков работы с детьми-аутистами это было безрезультатно.
«Вова просто лежал на полу, мотал головой и ничего не говорил, — говорит его мама Анастасия Татарчук. — Он целый год не мог научиться собрать пирамидку просто потому, что ничего не понимал, а специалисты не могли понять, что делать с моим ребенком».
К четырем годам мальчик не говорил и почти никак не взаимодействовал с внешним миром. Семья Вовы переехала в Томск, и мальчик стал одним из десяти детей, которые приняли участие в проекте «Дети дождя». Выиграв грант от областной администрации, ассоциация родителей детей с аутизмом «Аура» арендовала помещение, сделала в нем ремонт, закупила оборудование и начала коррекционную работу с детьми с расстройством аутистического спектра (РАС).
Сначала дети, включенные в программу реабилитации, проходят тестирование навыков и речевого развития. После этого для них составляют индивидуальную программу работы с логопедом, психологом, специалистом по лечебной физкультуре и специалистом по прикладному анализу поведения.
«Все специалисты должны быть обучены работе с такими детьми. Потому что, например, обычная логопедия применительно к нашим детям не работает, — объясняет сотрудник центра Анна Сваровская. — Постановка звуков — это не основная проблема для наших детей. От того, что он научится произносить то или иное слово, жизнь ребенка и родителей не изменится. Важно, чтобы он научился эту речь использовать».
Сейчас в центре, кроме 10 детей, которые проходят реабилитацию в рамках проекта, занимаются еще 20 маленьких аутистов. Они проходят обучение альтернативной коммуникации, пониманию обращенной речи, обучение имитации движений, учатся навыкам самообслуживания и самостоятельной игры.
«Занимаются дети от 2 до 6 раз в неделю по полтора-два часа, рассказывает сотрудник центра Анна Сваровская, — график работы расписан каждый день с 8 утра до 6 вечера».
Сейчас Вова осваивает навыки общения с помощью карточек, которыми он может выражать свои просьбы.
«Я вижу, какое удовольствие ему приносит общение, когда он чувствует, что его понимают. Он стал помогать мне по дому, наводить порядок, теперь я без тревоги отвожу его на полдня в детский сад», — говорит мама Вовы.
В просторном светлом помещении тихо, но за каждой дверью кабинета идет работа. Илья заканчивает раскрашивать сливу, почти не заходя за края рисунка.
«Молодец!» — хвалит его педагог и дает маленький кусочек хлебца.
Такое поощрение очень важно для детей с РАС, так как помогает закрепить положительные результаты и игнорировать плохие. У каждого ребенка награда своя: любимое лакомство или игрушка. После того, как ребенок учится выполнять задания, получая материальное поощрение, его заменяют более символическим. Сначала жетонами, потом словами «молодец», «ты справился».
После занятий дети могут отдохнуть в зале с противоударным покрытием, в котором висят качели, гамаки, стоит батут, мягкие модули. Здесь же проводится лечебная физкультура. По выходным спортивный зал превращается в лекторий и кинозал.
«Здесь родителям показывают вебинары, которые специально покупает наша ассоциация, и проводят лекции», — говорит Анна Сваровская.
Кроме того, каждые выходные работает родительский клуб: там мамы детей с РАС сами проводят занятия по системе мягкой школы (это специальные физические упражнения для маленьких детей и родителей, основанные на мягких стилях воинских искусств), делают поделки, проводят кулинарные мастер-классы.
В планах сотрудников центра и организаторов проекта «Дети дождя» — обучать новых специалистов (сегодня часто сами родители детей с РАС куда больше разбираются в особенностях болезни их детей, чем психологи и педагоги), открыть комнату для совместных занятий и класс для подготовки к школе.
«А еще жалко, что центр — не резиновый и не может вместить всех желающих, — говорит Анастасия Татарчук. — Ведь в Томске больше ста семей с такими детьми».