23 ноября, суббота
-13°$ 102,58

Что поменять «Томи»?

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Ситуация вокруг футбольного клуба «Томь» тревожит все больше. Волнует даже не столько ситуация — история с задержками зарплаты не нова, а безразличие, с которым убивается в Томске большой футбол. Кто-то скажет: «слишком громкое слово — убивается». Давайте разберемся.

Перед написанием данного материала довелось ознакомиться со столичной точкой зрения на поединок бело-зеленых с красно-белыми. Многие болельщики «Спартака» смогли попасть на стадион лишь ко второй половине первого тайма (подробности игры 13 тура первенства РФПЛ, завершившейся со счетом 0:1 в пользу «Спартака», можно прочитать здесь). А некоторые и того позже. Причиной стала — смешно говорить даже — примерзшая дверь вагончика-кассы, расположенного возле разваленной «восточки». XXI век на дворе, а картинка из 90-х.

Параллельно с этим понятно и возмущение томских болельщиков в Интернете. Они попасть на «Стад де Труд» смогли, но к началу матча в кассах оставалось минимум билетов. Все намеки на аншлаг. Однако на деле половина мест пустовала. Вопрос: каким образом организована продажа «тикетов»? Какой голове нужно создавать видимость ажиотажа, искусственно ограничивая количество билетов при минимальной посещаемости?

Глубоко минусовая температура и вид полуразрушенной арены явно не добавляет интереса к матчу. Смотреть на тлен и уныние при 13 градусах мороза для многих комфортнее дома. Не для болельщиков «Спартака», конечно же — большинство из них из соседних городов, и для них это единственная возможность воочию увидеть столичный клуб. Ради такого можно потерпеть два часа. Даже если четверть из них — у замерзшего вагончика.

Красно-белых на стадионе видимо больше. Приехав кто откуда, они, словно отрепетировав заранее, дружно поддерживают «народную команду». Томичей практически не слышно. И не только болельщиков — фанатов на «Труде» тоже становится меньше, уходит культура боления как таковая. Многие из фанатов, на которых держалось движение, которые вместе с клубом поднимались с самых низов и «учились чему-нибудь и как-нибудь», выросли, обзавелись семьями. Кто-то уехал из города. Им стало не до сектора. Их смена же росла не на победах, не на поступательном движении вверх. У нее, этой смены, перед глазами — пример «команды-лифта», которая ныне в Премьер-лиге, а не сегодня-завтра — в ФНЛ. У которой так часто тасуется состав в связи с этими перемещениями по лигам, что непонятно, за кого болеть. Гордиться нечем.

И все бы ничего, если бы хоть что-то делалось для привлечения на трибуны новых болельщиков. Помимо сомнительно работающей акции «Всем классом на футбол», объявление о которой сиротливо висит на главной странице сайта «Томи», свежих идей от относительно «свежего» в структуре клубе человека нет. Поправьте меня, если я ошибаюсь.

Опустим при этом нежелание идти на контакт с оставшимися любителями футбола, хоть как-то разъяснять ситуацию кроме фраз а-ля «щас все будет», лично мне непонятную работу селекционного отдела, на протяжении нескольких последних лет неспособного отыскать нападающего более высокого класса, чем не соответствующих Премьер-лиге Погребняка, Касьяна и Самодина. Называйте все это как хотите. Я это называют непрофессионализмом в управлении клубом.

Валерий Петраков, к которому, заметьте, несмотря на неудовлетворительные результаты, ни у кого — и это не сарказм, а справедливость — нет претензий, стал заложником этой системы равнодушия. День ото дня управлять командой становится все сложнее. Очевидно, что при хорошей мине на камеры клубного телевидения внутри коллектива назревает конфликт. Наставник бело-зеленых в сюжете говорит о том, что игроки терпят и ждут; в другом интервью — уже заявляет о том, что не удивится, если легионеры не вернутся в Томск после игр своих сборных. А на послематчевой пресс-конференции одного из них, а именно Дроппу, на чем свет стоит костерит за крайне невыразительную игру.

Особого рвения у чеха действительно не прослеживается. Но он якобы незаменимый игрок, посадить его на лавку — себе дороже выйдет. Хотя с этим можно поспорить. Как и с выбираемой Валерием Юрьевичем тактикой на матч.

Позволю себе развить начатую в предыдущем материале тему о необходимости перестроения игры «Томи». Я не оканчивал тренерских школ, но за материалом слежу пристально и давно, и раз уж судьба наделила меня возможностью высказывать свое мнение публично, то с вашего позволения попробую пояснить свою точку зрения.

Итак, Валерий Петраков играет по схеме 5-3-1-1, которая предполагает активные подключения фланговых защитников к атакам. Эта же схема в идеальном своем исполнении позволяет максимально насытить оборону. В реальности из двух беков подключаться в атаку без ущерба оборонительным действиям может лишь Максим Бордачев. Который травмирован. Статистические выкладки по Кириллу Комбарову позволяют утверждать, что ни по пробегу, ни по развиваемой скорости выполнять функцию латераля он не может. В этом случае при контратаке на ворота «Томи» его фланг проваливается. Играющий слева в обороне Тишкин — другая история. Он вообще вынужденно действует не на своей позиции и потому периодически ее теряет. Отсюда — провалы по флангам.

Страхуя каждого из них по очереди, линия обороны при пассивности Дроппы и Ковальчука, слабо помогающих ей, смещается в ту сторону, откуда идет атака, при этом оголяя фланг противоположный. Туда зачастую и идет подача на подключающегося защитника соперника. В этом смысле показательны два момента Ещенко, чьи удары в ближний угол парировал Коченков.

Гол в ворота «Томи» пришел подобным образом: из зоны Тишкина пошел прострел от Мельгарехо, Дмитрию Комбарову бить было не с ноги, и он откатил мяч на Фернандо. Бразилец находился в гордом одиночестве, поскольку все пять защитников бело-зеленых традиционно вжались в свою штрафную, а Дроппа прогуливался пешком, наблюдая то, как спартаковец забивает из той зоны, которую он, Дроппа, должен был закрывать.

При ненадежности оборонительных действий используемая Петраковым схема мало что дает и атаке, поскольку на поле очевидны крен в сторону защиты и нехватка атакующих исполнителей. Кто-то скажет, что схема 4-4-2 уже устарела. Но давайте исходить из имеющихся кадров.

Если Кирилл Комбаров физически не может бороздить весь левый фланг, над ним нужно поставить правого полузащитника — и фланг будет закрыт. Логично. Пусть это будет Артем Попов или Аслан Дудиев — оба хорошо исполняют функции хавбека. Если Максим Тишкин некомфортно чувствует себя в обороне, его нужно передвинуть на левый фланг полузащиты. При центральных Дьякове и Враньеше освободившуюся зону левого бека легко сможет занять Александр Жиров.

Если, по словам Валерия Петракова, Кирилл Ковальчук и Лукаш Дроппа слишом медлительны, почему бы не попробовать в центре поля Сергея Кузнецова и Евгения Баляйкина. Первый засиделся на замене, а выходя на поле, картины не портил. Второй — универсал и может сыграть где угодно. К тому же, кто-кто, а Баляйкин — доказано временем, человек в игре неравнодушный, и «Дроппой» не станет.

Наконец, почему бы не использовать Алексея Пугина выдвинутым форвардом. Погребняк, Касьян и Самодин себя дискредитировали на уровне РФПЛ — спорить, думается, никто не станет.

Итого при схеме 4-4-2, даже с оговоркой на имеющиеся глобальные проблемы с составом, все равно получаются три вполне укомплектованных линии. Оборона слева направо: Бордачев (либо Жиров), Дьяков, Враньеш и Комбаров (либо Тен); полузащита: Тишкин, Кузнецов (Дроппа), Баляйкин (Ковальчук), Попов (Дудиев); форварды: Бикфалви и Пугин. Плотность в линиях и высокий прессинг от двух (а не одного) атакующих игроков, чем так был испуган во втором тайме «Спартак», обеспечены.

Москвичи в первом тайме опережали хозяев поля на каждом участке поля. И хотя моментов у владений Коченкова было создано немного (помимо перечисленных моментов запомнились лишь угловой и накрытое Враньешом добивание Зе Луиша), но впереди игра у бело-зеленых не клеилась совершенно. А если ты весь матч сидишь у своих ворот, то рано или поздно обязательно пропустишь. Таков закон футбола.

Вторая половина матча прошла смелее в исполнении томичей. И моменты в концовке встречи, когда Ребров на долю секунды опередил на дальней штанге Бикфалви: когда был заработан опасный штрафной, и плотно приложился Дьяков, вновь заставив Реброва потрудиться; наконец, когда уже в добавленное время Тишкин неточно бил с линии штрафной, а правильную траекторию мячу придавал Пугин и вновь угодил в Реброва — все они были созданы, когда «Томь» стала играть смелее, а не в пресловутые 5-3-1-1. Так может, стоит что-то поменять?..