23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 14388

Черлидинг: от групп поддержки до вида спорта

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Черлидинг — не только симпатичные девичьи танцевальные группы поддержки команд, знакомые нам по американским фильмам, но и серьезный вид спорта. Томская федерация черлидинга базируется в Северске. Организация еще очень молода, а уже достигла заметных успехов. Весною команда отобралась на чемпионат России, где выступают только сильнейшие, осенью в Северске в сентябре проходил фестиваль групп поддержек «Черешня», а в декабре в Томске прошли Открытый чемпионат и первенство Томской области по черлидингу с участием иногородних команд.

Как чирлидинг добрался до нашей области, почему он развивает патриотизм, кто может заниматься этим видом спорта рассказала Ольга Батура, президент федерации черлидинга Томской области, директор фитнес-клуба «Фламинго».

— Ольга, как родилась Томская областная федерация по черлидингу?

— У меня в Северске свой фитнес-клуб «Фламинго». Мы с коллегами постоянно посещали различные фитнес-конвенции и в Новосибирске неоднократно видели выступления команды по черлидингу. Раз посмотрели, два посмотрели… Впечатляло, а у нас в тренерской команде есть Александр Тарасов, человек с высшим спортивным образованием, мастер спорта по акробатическому рок-н-роллу. Также у нас работает бывший член сборной Северска по спортивной аэробике, и я к спорту имею непосредственное отношение. Мы решили, что нас есть ресурс, мы сможем организовать свою команду по черлидингу.

Стали выяснять, есть ли в Томской области федерация по этому направлению. Оказалось, что она создана, но уже почти не действует. Антон Амелин пытался ее развивать, но потом сосредоточился на акробатическом рок-н-ролле. Я начала «наводить мосты» — познакомилась с президентом новосибирской федерации, а она представила меня вице-президенту федерации России по черлидингу Валентине Новиковой. Выяснилось, что она родом из Томска, часто приезжает сюда навещать маму. Я ей рассказала про свой фитнес-клуб, про желание попробовать новое направление. А она сразу предложила зарегистрировать федерацию, получить аккредитацию и начинать развивать черлидинг в регионе. Было это два года назад.

— В чем принципиальные плюсы создания федерации?

— Только аккредитованная организация имеет право присуждать за определенные достижения спортивные разряды. Какой за что — для этого есть специальные таблицы. Для звания мастера спорта, например, необходимо выиграть чемпионат России. И для проведения соревнований аккредитация важна. Только если их принимает официальная организация, участники смогут получить разряды.

— Чем вам интересен черлидинг?

— Хочется развивать что-то новое. Я люблю начинать, быть среди первопроходцев. И этот вид спорта мне близок — мне нравятся экшн, азарт, постоянное чувство опасности и в то же время красота и грация. Особенность черлидинга в том, что это командное дело, где рисунок композиции зависит от каждого участника. Он напоминает синхронное плавание. Я своим девочкам так и объясняю: «Вы, как и синхронистки, должны быть все словно одна». Еще один плюс — иногда дети много тренируются, но у них нет необходимых данных, чтобы достигнуть вершин в личном первенстве в каком-либо виде спорта. А в команде ребенок может стать незаменимым и начать побеждать.

— Этот вид спорта — новое для нашей страны направление?

— В России он зарождался давно, но под другим названием. Когда делали пирамиды как символ некой нерушимости Советского Союза, это очень напоминало черлидинг. Я смотрела парад физкультурников — записи 1937 и 1945 годов. Грандиозное было шествие, и такие постановки интересные, и пирамиды. Они передают единение, сплочение, надежность. Ты опираешься на каждого члена команды и должен быть в нем уверен, это очень важно. Когда мы только начали тренироваться, ко мне на занятие пришли всего три девочки. Сложную композицию сделать было невозможно. Мы начали с игры «насколько ты мне доверяешь», с закрытыми глазами ребенок должен был упасть в руки к другому… В черлидинге нужна единая команда.

— Чтобы преподавать черлидинг, требуются специальные знания?

— Сложно, когда тебе негде посмотреть, как делаются те или иные элементы. Мы много общаемся с коллегами, ездили на семинар в Тюмень, безусловно, Новосибирск нас поддерживает. Методические материалы всем региональным федерациям из Москвы присылают. Мы смотрели программы, начинали их разбирать…

— «Вы» — это кто?

— Так у нас повелось, мы вдвоем тренируем, с Александром Тарасовым. Он пришел из акробатического рок-н-ролла, у него хороший опыт, в Петербурге он тренировал сборную России по акробатическому рок-н-роллу. Ему очень хорошо даются трюки, он креативщик. Я больше с растяжкой работаю, с хореографией. Каждый свою лепту вносит.

— Как часто тренируются спортсмены?

— Обычно три раза в неделю по два часа. В предсоревновательный период приходится работать чаще, мы собираемся буквально каждый день.

— Вы рассказывали, что учитесь у соседних городов… Многие за Уралом начали развивать этот вид спорта до Томской области?

— Да. Но мы не последние, Кемеровская область еще не получила аккредитацию. Наши основные соперники в юниорской категории сейчас — команды из Кемерово, Красноярска, Новокузнецка.

— В декабре в Томской области прошли соревнования регионального уровня...

— Провели их в Томске, в «Юпитере». Хотя в Северске есть хорошая площадка для подобного турнира, «Олимпия». Но в закрытый город без пропуска не попадешь, делают его долго. А иной раз до последнего момента не знаешь, в каком составе будет выступать команда. У нас однажды накануне соревнований девочка попала в больницу с аппендицитом. Пришлось перестраивать всю программу.

— В мае юниоры из Томской области впервые выступали на чемпионате России по черлидингу. Команда «Фламинго» не заняла призовых мест, но и само участие уже большой успех? Кто попадает на этот крупный турнир?

— Нужно побеждать на региональном уровне. У нас в Томске состоялись только чемпионат и первенство города, а на региональные соревнования мы ездили к соседям. В Красноярске и Новосибирске были первыми, в Кемерово — вторым. Мы уверенно показывали высокий уровень и в итоге завоевали право представлять Сибирский регион на чемпионате. Впервые попали на турнир такого уровня. Пообщались после выступления с вице-президентом федерации, она нам сказала, что мы достойно держались.

Конечно, чемпионат России — это серьезное событие. Он проходил в Екатеринбурге, где черлидинг очень развит. Мы в парке, возле которого жили, тренировались, так прохожие даже не удивлялись. У них команда — неоднократный чемпион России, занимает призовые места на соревнованиях в Европе и в мире. На чемпионате было более 2,5 тысячи спортсменов. Турнир проходил два дня, это было море эмоций и опыт. Мы посмотрели, поняли, куда нам расти.

— В черлидинге несколько дисциплин?

— Есть дисциплина «чир», а есть «данс», обе групповые. Наша северская команда занимается номинацией «чир», дансовую дисциплину с успехом развивает томская школа бокса, их команда «Томичка» сильна. Они не смогли поехать на чемпионат России только потому, что одна девочка попала в больницу с аппендицитом, а времени переделывать номер уже не было. «Данс» — это шпагаты, лип-прыжки (приход в шпагате с ноги на ногу), много других элементов и большая синхронность. Все должны быть как одна. «Чир» — дисциплина, связанная с акробатикой, с перестроением. У нас прыжки, выбросы, различные вращения, сальто, винтовые вращения в воздухе.

— С какого возраста лучше начинать осваивать черлидинг?

— Желательно с четырех лет. Обязательны шпагаты, мосты, поэтому чем раньше начать, тем лучше. Но у нас есть и девочки, которые пришли из художественной гимнастики. Некоторых детей мы взяли «с нуля». Конечно, была большая работа. Много пота, силы… Все сравнимо с гимнастикой, акробатикой. Не все выдерживают, некоторые бросают.

— Как отбирали учеников?

— Первое время брали всех, надо было с чего-то начинать. Сейчас тоже принимаем всех, но выступают в команде 12 лучших.

— Этот вид спорта связан с акробатикой. Требуются ли для него специальные условия для тренировок и выступлений?

— Нужно специальное покрытие. У нас оно недавно появилось. Мы молодая федерация, существуем на общественных началах (фитнес-клуб — это не тот вид бизнеса, который может заниматься меценатством). Купить за 300 тысяч рублей покрытие удалось благодаря поддержке СХК. Я подавала на все конкурсы для некоммерческих организаций, везде получала отказ, но нашлись люди, кто нас поддержал. Важно, что покрытие легко разбирается и перевозится.

— Меценатство по отношению к федерации черлидинга — это редкость?

— Нет, нам многие помогают. Особенно те, кто помнит, как мы начинали. Когда-то мы делали «стойку на бедре двойной базы», этот элемент считается одним из самых простых. Теперь мы на некоторых мероприятиях даже зрителям предлагаем попробовать его исполнить. Те, кто видел, как мы его показывали, а теперь делаем сальто в воздухе без страховки, впечатлены таким ростом. Но главное, конечно, родительские взносы. Если бы не они, невозможно было бы развиваться.

— Насколько черлидинг дорогой вид спорта, сколько стоят учеба и необходимые для выступлений вещи?

— Не знаю, какие в Томске членские взносы. У нас в команде добровольные родительские пожертвования. Суммы все семьи могут позволить потратить разные. Если еще говорить о ценах, то кроссовки обходятся в две тысячи, костюм для выступлений — около трех тысяч. Поездку на соревнования обычно оплачиваем сами, каждая получается в районе десяти тысяч. Бедные родители с трудом, но находят такие суммы. Я, кстати, сама не только тренер, но и родитель, моя дочь в команде. Она прежде спортом не занималась, только ходила ко мне на йогу, на танцевальные занятия. Но уже два года тренируется и стоит в базе.

— Что такое база?

— В «чире» есть несколько позиций. «База» — те, кто стоит в основе пирамиды, «кетчер» — страхующий, и он ловит «флаера», того, кто наверху. Есть еще внешние страхующие, «споттеры». И каждый ребенок на своей позиции полезен. Не всякий сумеет встать в базу, не все смогут быть флаером. Дело не только в весе, но и в умении концентрироваться, сохранять баланс. Ему же приходится стоять на одной ноге на руках у другого человека и держать равновесие. Все, когда только приходят в «чир», хотят быть «флаером». Потом, когда видят, какая у него нагрузка, относятся к этой роли иначе.

— Акробатические элементы делают «чир» рисковым видом спорта?

— Он травмоопасный, но не настолько, как фигурное катание.

— Черлидинг — это чисто женское направление?

— Нет, есть такая дисциплина, как «чир-микс», она смежная.

— Можно ли прийти в черлидинг уже взрослым людям?

— В Томске возникли две команды, при ТГУ и ТПУ. Можно освоить элементы черлидинга, если иметь такие физические данные, как растяжка, сила, умение концентрироваться.

— Для многих черлидинг — это те, кто выступает во время матчей команд, поддерживает своих эффектными номерами. Сохранилось ли это направление?

— Естественно. Этот вид спорта начал развиваться как группа поддержки. Сначала были номера с пипидастрами, щетками от пыли. Потом к танцам добавились кричалки, перестановки, создание пирамид. А через некоторое время группы поддержки начали соревноваться друг с другом в яркости номеров. Постепенно из этого выросло две спортивные дисциплины. А что касается танца-поддержки, то эта номинация осталась, она называется «чирдансшоу». Номера красивы, зрелищны. Часто такие команды представляют определенный спортивный клуб. При «Локомотиве» есть своя группа поддержки. Иногда спортсмены сами участвуют в номерах. Черлидинг можно увидеть на хоккее, баскетболе, а вот футбольные команды поддерживать не принято. Черлидинг потеряется на футбольном поле.

— «Томь» вы не поддерживаете?

— На это у нас времени нет. Когда успеваем, с удовольствием участвуем в различных мероприятиях. На Дне города выступали в Томске, на открытии лыжероллерной трассы.

— Для чего еще полезен черлидинг?

— Есть определенный кодекс черлидеров, по которому мы не имеем права критиковать друг друга и работу судей. Так характер воспитывается. Получается гармоничное развитие личности со всех сторон. И физическое развитие, и волевые качества, и патриотизм. Сплошные плюсы! Надеюсь, будет этот вид спорта у нас и дальше развиваться.

— В Северск попасть могут не все. Будет ли развиваться «чир» в Томске?

— Мы сейчас в поисках зала, чтобы в Томске тоже начать работать с командой. Это несправедливо, что в областном центре нет сборной. Ребятишки пишут мне, что хотят посещать тренировки.