Блог: рыночный «передел»
Вот и подходит к концу строительный сезон 2016 года, и можно оценить его итоги в области благоустройства городской среды. Этот год прошел под флагом реконструкции трех улиц, на которых раньше находились рынки: Карповский, Плехановский и Дзержинский. Именно на них производились комплексные работы по благоустройству проезжей части и тротуаров.
В прошлом году мы разбирали итоги благоустроительной кампании-2015. Они, к сожалению, неутешительные. Ликвидация зеленых насаждений в пользу парковочных карманов, нерасширение (а иногда и сужение) тротуаров с той же целью, несоблюдение элементарных норм по обеспечению доступности съездов с тротуаров для маломобильных категорий граждан. В общем, московский тренд по «очеловечиванию» улиц в Томске пока не прижился. Изменилось ли что-нибудь спустя 12 месяцев?
Прежде всего напомним предысторию этих реконструкций. Рынки, находившиеся на территории этих улиц и переулков, — наследие лихих 90-х и сытых 00-х. Привлекательности им они точно не придавали, хотя за 20 лет наполнили их новым, торговым функционалом. Помимо эстетических проблем, были проблемы с легальностью. Контролировать продавцов оказалось делом непростым. Короче, делать с этими рынками что-то надо было. И первые шаги городской администрации вселяли оптимизм.
Был проведен ряд мероприятий для сбора мнений жителей Томска и представителей общественности и специалистов о будущем этих улиц. Собирались советы при мэре по общественным пространствам, отдельный совет проходил по Дзержинскому рынку. На нем было представлено несколько концепций развития этой территории. В том числе довольно интересные:
Кроме того, в Интернете был проведен опрос, какие улицы жители города хотели бы видеть пешеходными. Лидером оказалась улица Дзержинского, с небольшим отрывом за ней следовала Бакунина. В общем, надежды на какой-то прогресс в благоустройстве городских улиц были. Ведь пример Москвы и ее программы «Моя улица» — это хороший ориентир для городов поменьше (с поправкой на финансы, конечно). Забегая вперед, скажу: к огромному сожалению, все проведенные мероприятия оказались совершенно бессмысленными, ведь в конце концов последнее слово оказалось за людьми, «подарившими» нам в прошлом году реконструкцию Аркадия Иванова и Вершинина с Гагарина.
Теперь к самим реконструкциям. Для их оценки введем показатель недружелюбности городской среды к пешеходам. Его будем обозначать таким вот знаком:
По большому счету, это логотип транспортной политики Томска в последнее десятилетие. Чем хуже получилась улица для пешеходов, тем больший «рейтинг недружелюбности» она получит.
Начнем с улицы Дзержинского.
Состояние до реконструкции
Конечно, назвать улицу Дзержинского (как и Плеханова с Карповским) опрятными и уютными сложно. Хаотичное развитие без какого-либо контроля привело к появлению плотной стены из разномастных ларьков по краям проезжей части. Хотя сами по себе ларьки на пешеходных улицах не всегда зло, а если они красивы, и их содержимое действительно нужно прохожим (а не груда китайского тряпья), то это очень крутое средство для оживления улицы.
Поэтому, с одной стороны, ликвидация рынка в старом виде — это безусловно плюс. С аргументами про антисанитарию, плохой внешний вид, невозможность доступа аварийных служб к коммуникациям спорить невозможно. За то, что от этого избавились, администрации города можно поставить «зачет».
Переходим к тому, что было сделано.
Сперва было просто запущено одностороннее движение по проезжей части от Кирова в сторону Карташова. То есть уже все советы при мэре и голосования о пешеходных улицах сразу были засунуты поглубже.
Весной 2016-го была начата реконструкция. К началу сентября ее закончили. Вот панорама улицы со стороны проспекта Кирова.
Профиль улицы в этом месте был изменен, и вместо газона и деревьев тут появился парковочный карман.
Кроме того, сразу привлекает внимание материал, из которого выполнены тротуары. Асфальт вместо плитки. Это плохо. Во-первых, выглядит не очень, а во-вторых, вода не впитывается в асфальт, а значит во время дождя нагрузка на ливневку (о ней — чуть позже) будет выше, чем в случае с плиткой.
Съезды с тротуаров на проезжую часть выполнены оригинально. Они выполнены нехитрым приемом: в местах примыкания просто убрали бордюрный камень. Но отсутствие стыков — это несомненный плюс. Чего не скажешь о выезде из дворовой территории по четной стороне улицы.
Он выполнен неправильно. Проезжая часть должна подниматься до уровня тротуара, а не наоборот. В результате имеем две ступеньки на ровном месте. Удивительно, ведь в таких же пересечениях чуть далее все сделано правильно.
Пусть вас не смущает бетонный блок, перекрывающий проезд. Следующий заезд не перекрыт и выполнен точно также.
Еще из хорошего: тротуар находится выше уровня газона, и бордюрный камень в местах их соединения не будет мешать воде уходить на газон (если, конечно, «разуклонка» сделана правильно).
Из плохого: трубы водостока выведены прямо на тротуар, а значит потоки воды с крыш будут литься под ноги прохожим. А при минусовой температуре вокруг этих труб будет образовываться наледь. Прятать водосток под тротуар у нас в Томске научатся, видимо, очень нескоро.
Газоны, не превращенные в парковку засадили кустарником. Фасады домов при ремонте не трогали. А жаль.
Эти дома архитекторы предлагали стилизовать под деревянную застройку.
Тут конечно сразу чувствуется что Томск — не Москва. Там в рамках благоустройства улиц заодно ремонтируют и фасады. У нас столько денег нет. Не хватает их и на новые бордюры — использование старых, конечно, сильно влияет на восприятие ремонта. Но что поделать, денег нет, а парковки строить улицы благоустраивать нужно!
Вид со стороны улицы Карташова
Возвращаемся к ливнёвке. Видите её на фотографии выше? Нет, она отсутствует. На всю улицу есть лишь одна решетка для приёма воды.
И сделана она прямо на тротуаре.
Парковочный карман от тротуара отделили бордюром. Во время дождя тротуар в этом месте будет превращаться в поток воды, которой некуда будет деваться: с одной стороны — стена дома, с другой — бордюр.
На заднем плане видно, как «Газель» перекрыла половину тротуара своим кузовом. В общем, уютная получилась улочка.
Подводим итог:
Плюсы:
- а) ликвидирован хаотично развившийся рынок;
- б) отремонтированы тротуары и проезжая часть;
в) бордюрный камень между тротуаром и газоном почти везде уложен правильно.
Минусы:
- а) далеко не везде сделали безбарьерную среду;
- б) асфальт вместо плитки;
- в) вода с труб будет литься на тротуар, всего один ливневый колодец;
- г) тротуар местами сужается из-за крылец;
- д) под парковку местами ликвидированы деревья и озеленение
- е) по улице запущено движение, хотя в голосовании о пешеходных улицах Дзержинского заняла первое место.
Итоговая оценка: 4 из 5
Шагаем дальше: перелок Карповский
Состояние до реконструкции
Еще несколько лет назад улица Карла Маркса и переулок Карповский были частью разросшегося центрального рынка. Карла Маркса превратили в проезжую достаточно давно, и казалось, что сейчас-то проблема с недостатком парковочных мест будет решена. Не тут то было.
Рост автопарка Томска быстро «скушал» появившиеся парковки, и встать около рынка стало так же сложно, как и до открытия улицы. Карповский держался дольше Маркса, но и его в рамках борьбы с уличными рынками решили благоустроить. Ну что ж, благоустроили.
Что получилось:
Плюс 93 парковочных места. Это по большому счету все, что получилось. Городской улицей назвать это язык не поворачивается — скорее, парковка для торговых центров поблизости.
Наплевательское отношение к пешеходам заметно на каждом углу. Например, тут забыли про «разуклонку», и вода скапливается прямо на стыке тротуара и проезжей части.
Про безбарьерную среду само собой даже речи не идет. Хотя видно, что с одной стороны старались, но не удалось :(
Тротуар сделали плиткой и даже украсили цветами. Просто идеал благоустройства, на который сегодня способен наш город.
«Это хороший пример государственно-частного партнерства. За счет предпринимателей положен бордюрный камень, сделаны тротуары, газон, фасад, дорожки», — сказал на осмотре мэр.
Торговля на переулке парковке продолжается. А значит, все прелести рынка вроде цыган и толкотни никуда не денутся.
Панорама участка Карповской парковки от проспекту Ленина в сторону Розы Люксембург намекает, что государственно-частное партнерство в этом месте смогло осилить лишь асфальт на тротуаре вместо плитки.
Сделать плавный спуск с тротуара на проезжую часть здесь тоже пытались. Не вышло. Обратите внимание на удобный проход, которому не мешают теперь торговцы и их палатки.
С другой стороны:
Хороший вид.
О пешеходах тоже подумали (наверное). Снова видим разделяющий тротуар и парковку бордюр.
Опять ни намека на ливневку. Вода отсюда будет стекать на Ленина, присоединяясь к звонкому ручейку, текущему вдоль главного проспекта после дождя.
Созданы все условия для движения пешеходов.
Хотя во всем нужно искать плюсы. Ведь могли вообще тротуар не делать, надо радоваться тому, что есть. Это же лучше, чем рынок!
Нечетной стороне переулка парковки вообще не повезло с шириной тротуара.
Передадим слово Ивану Григорьевичу: «Есть еще к чему стремиться. <...> Не хватает лоска. Все хорошо сделали, придраться не к чему, а лоска нет: не доделали озеленение, цветники, может быть, конструкции какие-то нужны, в том числе для детей».
А так, придраться действительно не к чему, качество исполнения на высоте.
Это не обман зрения из-за перспективы, тротуар действительно сужается.
Подводим итог:
Плюсы:
- а) ликвидирован хаотично развившийся рынок. Хотя нет, не ликвидирован, торговля местами продолжается;
- б) неплохо сделан тротуар возле «Магнита».
Минусы:
- а) да практически все.
Итоговая оценка: «благоустройство» на Карповском заслуживает не только пяти балов из пяти по «антипешеходности», но, пожалуй, еще и одного Грэма, (homo automobilis).
И наконец — переулок Плеханова.
Состояние до реконструкции
Участок от Ленина до Гагарина был в значительной мере «опешеходен». Даже была попытка сделать некое подобие общественного пространства.
Конечно, сразу обращает на себя внимание ЭТО:
Что ЭТО вообще такое? :) Почему нельзя было продлить мощеный плиткой участок вровень с тротуаром до самого проспекта? Сперва казалось, что это карман для паркующихся автомобилей. Потом нарисовали зебру, рядом с которой, как известно, парковаться не очень разрешено. А потом и вовсе поставили изящные и легковесные конструкции. Вид со стороны Ленина на Плеханова очень сильно пострадал из-за этого. А лужи, виднеющиеся на фото, показывают, что будет с этим участком во время ливня.
Хотя бы съезды сделали без большого перепада.
Отдать 30 метров улицы полностью под пешеходное движение и лишить автомобилистов сквозного проезда, который несомненно спас бы Ленина от пробок, — конечно, радикальный шаг. Возможно слишком смелый для текущего состояния градостроительной мысли в нашем городе. Хотя благоустройство получившегося пространства выполнено как раз в духе этой мысли. Оно сделано по стандартному «квадратно-гнездовому» принципу. Об эстетических качествах фонтана можно долго спорить. Но он хотя бы есть. Без него тут вообще ничего бы не было.
Качество работ тут неплохое, уложен желоб для стока воды. Правда неясно, как он выдержит проверку временем и ногами пешеходов.
Водосточные трубы, правда, под тротуаром к нему опять же не вывели.
Кусочек, полностью переданный пешеходам, заканчивается после здания гостиницы. После этого начинается дорога с тротуарами.
Понятно, что это было сделано для обеспечения проезда к прилегающим домам. Но для решения этой задачи и сохранения пешеходности улицы используют более элегантные приемы: выделение проезжей части столбиками, сохраняя при этом один уровень и единое покрытие с пешеходной частью. Например, так:
Но, к сожалению, это не наши методы. У нас вместо пешеходной улицы с разрешенным движением сделали автомобильную улицу с более-менее комфортными условиями для присутствия там пешеходов. Которая, помимо проезда во дворы, еще играет роль парковки. Хотя следует признать, что ожидания от этого участка лично у меня были еще хуже. В фигурировавшем ранее проекте на этом месте должна была быть парковка.
О маломобильных томичах, как обычно, забыли. Подобие плавных съездов сделали только по одной стороне переулка.
Что-то подсказывает, что так тут будут парковаться постоянно, загораживая плавный спуск с тротуара.
Переходим через Гагарина — и оказываемся на большой парковке с тротуарами.
Видимо, потратив весь урбанистический заряд на участок от проспекта Ленина до Гагарина, участок до Советской решено было делать как Дзержинского и Карповский: максимум места автомобилям, а пешеходам — что останется. Получилось так, как и задумывали.
После увеличения числа парковочных мест поток автомобилей через трамвайную остановку увеличился. Безопасно? Выглядит не очень.
Во время недавнего обхода СМИ вышли с новостью, мол, мэр раскритиковал ширину тротуаров и съезды с них после жалоб местных жителей. «Жалобы местных жителей» — это случайно оказавшийся на месте обхода неравнодушный человек, который открыто высказал все, что думает по поводу этого благоустройства. Не окажись этого человека рядом, тут тоже было бы «все хорошо сделали, придраться не к чему, а лоска нет». Теперь вроде бы будут расширять тротуар в этом месте. За счет подрядчика, хотя почему за его счет? В общем, процесс принятия решений примерно понятен.
Все по нормам, ни сантиметра лишнего пространства двуногим!
Подводим итог:
Плюсы:
- а) ликвидирован хаотично развившийся рынок. Тут он пустил корни в прямом смысле этого слова и обзавелся капитальными строениями;
- б) 30-метровый пешеходный участок с фонтаном;
- в) добавилось зелени;
- г) в целом, неплохое качество работ.
Минусы:
- а) отсутствие фантазии при оформлении пешеходного пятачка;
- б) плохая доступность для маломобильных граждан;
- в) непонятный карман на примыкании к Ленина;
- г) узкие тротуары на участке от Гагарина до Советской, полное отсутствие какого-либо благоустройства на них.
Итоговая оценка:
Участок с фонтаном скинул парочку баллов «антипешеходов» в оценке этой улицы.
Вывод:
В городе продолжается интенсивная автомобилизация улиц. Благоустроительная кампания этого года продолжила наметившиеся тенденции. Кроме того, расстраивает то, что снижаются требования к благоустройству. Если раньше мощение плиткой было постоянной практикой, то сегодня ее все чаще вытесняет асфальт, что является шагом назад.
В целом, картина вырисовывается крайне печальная. Можно, конечно, найти позитив. Например, благоустройство возле «Томских товаров». Сделано там весьма неплохо, а по томским меркам вообще замечательно. Но, к сожалению, это не следствие городской политики, а результат доброй воли известной всем компании. И носит разовый характер. А «антипешеходное» благоустройство томских улиц — это как раз результат целенаправленной политики.