17 ноября, воскресенье
-1°$ 100,00
Прочтений: 6018

Не олигархи, но на яхте

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Все начинается… с папы. С папы, который уверен, что детские мечты должны обязательно сбываться. Это убеждение Николая Тужилова и мечты его сына Максима о парусах стали первопричиной появления в нашем городе парусного клуба, двери которого открыты для всех пацанов и девчонок, которые грезят почувствовать себя маленькими капитанами.

Мечта под парусом

Найди занятие по душе, и заставлять уделять ему время и силы не придется. Это правило касается не только выбора профессии, но и занятий для ребенка. Так рассудил и Николай Тужилов.

— Я проверял сына, мы много беседовали о том, чего ему хочется, о чем мечтается. Максим часто говорил, что хочет путешествовать, и все путешествия у него были связаны с кораблями, — рассказывают Николай.

Что бы сделало после таких открытий большинство родителей? Купили модель корабля, отдали в секцию плавания, собрали вместе макет, прокатились на теплоходе, подарили энциклопедию о мореплавателях? Скорее всего, на этом бы все и закончилось. Но Максиму повезло, и его папа пошел дальше: решил собрать настоящую парусную лодку. Сам. Благо, в век Интернета найти информацию о том, как это сделать, не так сложно.

— Почитали литературу, в Сети посмотрели, подключили фантазию и принялись с сыном за дело. Страха не было, знали, что точно получится, а что именно — увидим. Было очень интересно, — делится Николай. — На самом деле все просто, нужно лишь желание и терпение этим заниматься: процесс изготовления занимает несколько месяцев.

Максиму было всего девять лет, когда он с отцом приступил к исполнению мечты. Но он активно участвовал в процессе, был главным заводилой. Весь в клею и стружке, юный кораблестроитель осваивал технологический процесс, погружаясь в тайны нового для себя мастерства.

Возможно, на одной яхте все бы и закончилось, если бы знакомые не увидели, чем занимаются в гараже Тужиловы, и не заинтересовались этим не на шутку.

— Для изготовления парусной лодки требуется определенная древесина, металл. Очень недешево обходятся специальные лаки-гелькоуты, водоотталкивающее покрытие, которые предохраняют лодку от порчи и помогают скользить по воде. Мы, как люди далекие от всего этого, долго не могли понять, что он варит у себя в гараже. Пока не увидели судно после обработки — оно совсем по-другому стало выглядеть, — вспоминает координатор Томского регионального общественного фонда содействия физическому развитию и патриотическому воспитанию подростков «Детвора» Денис Меркотан.

Именно этот фонд взял под свое крыло мечтателей и помог им завершить строительство. Получился небольшой учебный швертбот, на котором уже в осенью 2014 года отец с сыном совершили первый выход от коммунального моста до Губернаторского квартала.

— Мы ему помогли, стали совместно эту лодку раскручивать, фотографировать. А потом появилось предложение, что «Детвора» будет помогать финансово, находить средства, а Николай будет создавать клуб, в котором будет хотя бы два-три экипажа, — рассказывает Денис. — При финансовой поддержке «Межениновской птицефабрики» мы построили еще одну лодку, которая плавает под парусом с логотипом компании и гордым названием «Птичка», и в мае 2015 года к юбилею Победы был совершен первый переход от Юрги до Томска. Это был не просто способ проверить себя в деле — это настоящее маленькое двухдневное путешествие с ночевкой в палатках на берегу, едой, приготовленной на костре, ветром в парусах и радостью от возвращения домой. Повторение перехода в этом году сделало его традицией, которая сохранится и в будущем.

От оптимиста до кадета

Первые ребята, ставшие членами новорожденного клуба парусного спорта, пришли в него через знакомых и из других клубов, входящих в общественный фонд «Детвора». Они вместе с тренером, которым стал Николай Тужилов, участвовали в строительстве лодок, благо, начались каникулы, и времени на это было вволю. Это и подогревало интерес, и приучало к труду, работе с разными материалами и инструментами.

— Конечно, для этих целей хотелось бы найти помещение побольше, чем гараж Николая, но пока это лишь в планах. Ребят в клубе не так много, и пока все вмещаются, — отмечает Денис Меркотан.

К слову, здесь же, в гараже Николая, яхты зимуют в ожидании встречи с водой. Мастер на все руки соорудил компактные стеллажи, на которых умещаются сами лодки и оснастка. Здесь же весной они подготавливаются к сезону.

Первые изготовленные швертботы относятся к самому простому классу судов — «оптимист». Это одноместный парусный швертбот длинной чуть меньше 1,5 метров. Такие используются для обучения детей основам парусного спорта.

— Это спортивный класс, на нем ребятишки начинают вставать на парус, учатся ловить ветер, — рассказывает Николай. — У нее элементарное управление, и она самая дешевая как строительстве, так и при покупке.

Несмотря на то, что изготовлением яхты он занимался впервые, тренеру удалось достаточно точно воссоздать ее по чертежам.

— На соревнования всероссийского уровня наша первая яхта не пройдет, там предъявляются очень строгие требования к элементам, вплоть до миллиметра. Но на соревнования сибирского уровня она вполне допускается, что еще раз говорит о том, что руки у нашего Николая золотые, — уверен Меркотан.

Развивать парусный спорт на общественных началах, без мощной финансовой подпитки — непросто. И то, что клуб оказался под крылом «Детворы» играет ему на руку. Основателям общественного фонда удалось наладить контакт с товарищами из федерации парусного спорта из Северска, и они передали им еще три корабля класса «кадет».

Это уже яхта посерьезнее: двухместный швертбот длиной более трех метров с несколькими парусами. И экипаж на нем может быть постарше — до 17 лет. Конечно, переданные «Детворе» «кадеты» нужно еще довести до ума, но как показывает опыт клуба — было бы желание.

В воде надо жить

Если в некоторые виды спорта можно и нужно «входить» уже в четыре-пять лет, то для парусного спорта нужен более сознательный возраст и минимальная стартовая подготовка. Раньше восьми лет и без навыков уверенного плавания даже на маленьком «оптимисте» делать нечего. Но и запаздывать с парусным спортом не стоит, но уже по другой причине. В 8-12 лет у мальчишек и девчонок силен дух авантюризма, страсть к приключениям и романтике. А позже настигает подростковый скептицизм, и по-серьезному спорт романтиков может не захватить.

— Сегодня средний возраст наших ребят — 12 лет, пришли многие в 10-11. Когда мальчишки и девчонки (те, что приходят в клуб, порой дают фору многим пацанам) проходят первый раз под ветром, у них глаза загораются, появляется азарт, который помогает им бороться и достигать новых вершин, — рассказывает Денис.

При этом никто в парусном клубе «Детвора» не ставит задачу обязательно вырастить из каждого ребенка профессионального спортсмена. Главное — попробовать свои силы, получить навыки хождения под парусом, глотнуть романтики и пойти дальше. Хотя, если есть желание, можно уйти и в профессиональный спорт, сдавать на разряды, бороться за медали на соревнованиях. Тогда клуб может стать реальным трамплином для развития.

Надо сказать, что по своей сути парусный спорт — занятие не из легких, и отлично воспитывает характер. Мало того, что тренировки проходят на воде, а управление судном требует определенной сноровки. Нужно уметь быстро ориентироваться в непредвиденных ситуациях, например — при опрокидывании яхты.

— Для того, чтобы в реальной ситуации начинающие спортсмены не растерялись, есть даже такой тренировочный момент: тренер раскачивает и переворачивает лодку, она набирает воды, и ребята тренируются ее вычерпывать и ставить судно в исходное положение. Поэтому все ребята должны хорошо плавать, — комментирует Николай. — Ничего в этом страшного нет. Лодка устроена так, что у нее в корме есть специальные поплавки, препятствующие затоплению, и она сохраняет плавучесть. Если бы в парусном спорте не было предусмотрено таких вещей, то половина экипажей не доходила бы до финиша.

Во время соревнований яхты нередко ложатся в воду, переворачиваются — из-за ветра, скорости, ошибки в маневрах. И благодаря таким тренировкам ребята к этому готовы, не паникуют, а со знанием дела возвращают лодки в исходное положение и возвращаются на маршрут.

Казалось бы, парусный спорт — для мальчишек. Но нет. В Новосибирске до трети спортсменов — девчонки.

— У нас, конечно, в основном занимаются пацаны. Но и к нам заходят девочки, — рассказывает Николай. — В прошлом году у нас занималась Мила Рязанова. В свои девять лет она была отчаянней многих мальчишек, уж фору им точно давала. Уверен, и сейчас легко пройдет дистанцию под парусом.

Тренировки на яхтах — дело сезонное. Для того, чтобы продлить тренировочный сезон хотя бы с мая по сентябрь, не обойтись без гидрокостюмов. В холодное время года, чтобы не растерять навыки общения с водой, по требованиям федерации парусного спорта обязательно должны проходить тренировки в бассейне.

В ожидании попутного ветра

В клуб парусного спорта «Детвора» двери открыты всем желающим, причем абсолютно бесплатно. Несмотря на уникальность, по сути, данного явления, это приводит и к некоторым затруднениям и препятствиям, с которыми приходится постоянно бороться руководителям «Детворы».

— У наших друзей в сибирских клубах дела обстоят в основном иначе. В одних состоятельные родители покупают корабль сыну и меняют в зависимости от роста уровня ребенка. На соревнования они приезжают на машинах с большими прицепами, все они числятся в команде клуба, — рассказывает Денис Меркотан. — Другие клубы выживают благодаря запасам снаряжения, оставшимся со времен Союза, когда спорт парусный развивался. Выкручивается кто как может, но в любом случае маленького спортсмена нужно экипировать, подготовить. Кроме того, это спорт сезонный, и при серьезном отношении к нему за короткие летние месяцы нужно посетить максимальное количество регат, везде поучаствовать, заполнить карточку.

Чтобы добиться реальной финансовой поддержки, клубу необходимо, чтобы на профессиональном уровне в нем занималось 10-15 ребят. Но этого дорогой спорт, тот же гидрокостюм не каждый может себе позволить. Ощущается и нехватка судов. Сейчас в клубе шесть яхт, из них три под парусом, а три требуют серьезной доработки. Если считать с нуля, самая простая лодка стоит от 120 тысяч рублей, паруса — от 40 тысяч. Если яхта классом повыше, то простая лебедка, которая необходима, чтобы сворачивать паруса, обойдется в 50 тысяч рублей…

В прошлом году, благодаря грантовой поддержке, в «Детворе» занималось 14 человек. При небольшом количестве яхт ребят приходилось разделять на группы. Но все же все смогли получить навыки хождения под парусом. В этом году в отсутствии поддержки количество юных спортсменов уменьшилось.

— Изначально мы даже не говорили про спорт. Но Николай настоял, что для поддержания азарта ребят надо обязательно вывозить на соревнования. Но если готовить команду, без помощи коммерческих структур обойтись затруднительно, — рассуждает Денис. — Мы пробуем стучаться в солидные компании: вы помогаете нам построить лодку, мы размещаем ваш логотип на парусе, яхта принадлежит вашей компании. Мы даже предлагали построить побольше таких лодок от разных компаний и устраивать между ними гонки. Но пока томский бизнес интереса к этому предложению не проявил. Надеюсь, это последствия кризиса, а не равнодушия.

В ожидании попутного ветра команда «Детворы» тренируется своими силами. Основное место выхода на воду — Степановское озеро. И зрителей минимум, и рыбаки не мешают, и площадь акватории позволяет небольшим суденышкам маневрировать. Не хватает чаще всего только одного, но крайне важного элемента — ветра. В штиль опыта не наработаешь.

Вариант — тренироваться на Томи. Но без матчасти на реке делать нечего.

— Нам нужна хорошая скоростная моторная лодка, чтобы иметь преимущество в скорости перед парусниками. В любых условиях я должен иметь возможность догнать и спасти любого из своих подопечных. Пока у нас не будет необходимого оборудования, выход на реку нам заказан, — сетует Николай.

Одним словом, если бы детскому спорту, в том числе такому необычному для Сибири как парусный, уделялось больше внимания со стороны государства и крупного бизнеса, достойно существовать было бы проще.

— Я ни копейки не беру с родителей ребят, которые у меня занимаются, — рассказывает тренер «Детворы». — Но, например, занятия в бассейне тоже стоят денег. Тем, у кого горят глаза, я по возможности помогаю, ведь маленькие спортсмены должны круглый год жить на воде, чтобы быть с ней на «ты». Однако поддержка может сделать этот спорт доступнее.

Регата для детворы

О важности подготовки нагляднее всего говорят условия, в которые ребята попадают во время соревнований. Соревнования длятся порядка шестти часов, во время которых дети находятся в лодке на воде, не сходя на берег. Кроме того, около часа порой приходится добираться до места старта. Летом жарит солнце, и несмотря на футболки с длинным рукавом, участники обгорают.

— Сейчас много «компьютерных» детей, для которых и полтора часа на свежем воздухе много. Так что такой марафон выдерживают не все, — рассказывает Николай Тужилов. — Иногда сердце замирает, когда наблюдаешь за ребятами, но по условиям соревнований ни тренер, ни кто либо еще не имеет ни словами, ни жестами давать подсказки — за это могут снять с дистанции.

Сталкиваются томичи и с другими, более серьезными для себя неожиданностями. В прошлом году одна из регат проходила на Обском море. В день соревнований были довольно серьезные волны, ветер.

— Для большинства клубов Сибири это отличные условия. Но наши ребята с таким столкнулись впервые и вышли на соревнования не все. Среди самых смелых оказался Максим Тужилов, который справился с волнением и занял шестое место, выполнив норматив на третий спортивный разряд, — рассказывает Денис.

В этом году на соревнования от «Детворы» впервые был выставлен «кадет» с парным экипажем. Виталий Большанин и Максим Тужилов снова отчаянно бросились в объятия Обского.

— Места не первые, но прошли красиво, — с гордостью за подопечных говорит Николай. — Это особенно ценно, если учесть, что многие клубы каждый день на воде, а мы — лишь время от времени.

Конечно, ресурсы клуба парусного спорта «Детвора» пока ограничены. Но даже в таких условиях благодаря неравнодушию группы людей у нескольких юных капитанов сбылась мечта о парусах. А детские мечты должны обязательно становиться реальностью.