23 ноября, суббота
-14°$ 102,58
Прочтений: 12052

Кто есть кто: верующий еврей в Томске

Фото: Дарья Бердникова, Depositphotos/RnDmS, giuseppemasci.me.com, Roslyakov, globallookpress.com/Dalibor Gluck, Galil

Что за люди живут в Томске? Чем они увлекаются, где работают, во что верят? Портал vtomske.ru запускает новую рубрику «Кто есть кто», в которой мы расскажем вам, кто такие томичи на самом деле. Первым героем нового проекта стал живущий в нашем городе верующий еврей по имени Роман. Он рассказал нам о том, какая еда кошерная, чего нельзя делать в субботу, можно ли принять иудаизм ради любви и сложно ли соблюдать религиозные заповеди в нашем городе.

***

Моя семья скорее традиционная, чем религиозная. Я окончил в Томске шестую гимназию, но лет в восемь меня отдали в еврейскую школу. Занятия там проходили всего раз в неделю, нам рассказывали о традиции и истории народа Израиля, так что основные вещи я знал. Когда мне было 12 лет, я поехал в еврейский лагерь, где познакомился с ребятами из Америки, Израиля и других стран, среди них были и люди из религиозных семей. Так у меня появились еврейские друзья. Впрочем, для меня еврейство никогда не было чем-то второстепенным и далеким. И чем старше я становился, чем больше читал об истории своего народа, тем серьезнее к этому относился.

Все еврейское начинается с Торы — книги, которую Моисей получил от Всевышнего на горе Синай, после того, как народ Израиля вышел из Египта около 3 500 лет назад. В 23 года я поехал на семинар в ешиву, классическое еврейское учебное заведение в Москве, где евреи изучают Тору. Там впервые увидел столько религиозных молодых людей. Они получают классическое еврейское образование, живут и учатся прямо на территории кампуса. На семинар пригласили крутых лекторов, они поразительно говорили об еврейской истории, традиции, культуре. Это был мощный залп, он произвел на меня сильное впечатление. Постепенно я стал соблюдать Субботу, кошерно питаться, придерживаться других религиозных правил.

В Субботу ехать в машине — это как прийти на работу голым

Нельзя сказать, что Суббота (пишется именно с большой буквы) — это день, когда мы не работаем, идея несколько иная. Просто при переводе на русский язык потерялись смысловые нюансы. В Субботу запрещена не работа, а 39 видов ремесла. Деталей много. Например, можно читать лекции, значит, преподаватель вправе заниматься своим делом и в Субботу. А вот завязать узел — это ремесло, это нельзя.

Запретно все, что как-то изменяет материальный мир. Например, огонь если зажигаешь, то это на многое повлияет.
 В Субботу, в Шабат, надо обращаться к духовной работе. Это время, посвященное общению с семьей, разговорам за столом. Люди медленно ходят, прогуливаются с родными, что-то изучают, неспешно едят… В Субботу особый ритм жизни. В остальные дни мы постоянно куда-то бежим, что-то делаем.

Все еврейство направлено на то, чтобы у тебя не было свободного времени. Согласно Торе, человек должен совершенствовать мир, как свой внутренний, так внешний, в котором он живет. Но в Шабат необходимо отстраниться от созидания окружающего мира, тогда жизнь словно останавливается, ты можешь по-настоящему погрузиться и созерцать величие Вселенной, которую сотворил Всевышний, задуматься над целью своей жизни. Но перед одним таким днем ты должен остальную неделю пахать как лошадь. Нет истинной Субботы, если ей не предшествуют шесть насыщенных рабочих дней.

Я в Субботу старюсь делаю то же, что и все религиозные евреи. Чуть длиннее обычного длится молитва. Больше стараюсь читать, провожу время с семьей, приглашаю маму, папу, дедушку с бабушкой к себе или зову в гости друзей.
 В Субботу нельзя пользоваться транспортом, говорить по телефону.
 Часто на семинарах ребята, кто только-только начинает соблюдать субботу, задают раввину вопрос: «Что делать, если я в пятницу вечером еду в маршрутке, выходить? И не пользоваться деньгами, поскольку в Шабат это запрещено?» А у евреев день начинается вечером, с заходом солнца, то есть Суббота настает еще в пятницу.

Для человека, который годами соблюдает Шабат, это невозможная ситуация. Он не распределит свое время так, чтобы накануне Субботы оказаться в маршрутке. Это то же самое, как прийти на работу голым и спрашивать, надо ли одеваться.

Когда только начинаешь соблюдать Шабат, и возникают такие вопросы. Помню, как и меня самого это беспокоило. Но со временем все получается, Шабат становится естественной частью твоей жизни, даже потребностью. Всю неделю работаешь с мыслью: скорей бы наступал Шабат, и грустишь, когда Суббота проходит.

Зимой, даже в минус 40, я в Субботу хожу по Томску пешком. Просто теплее одеваюсь. Как однажды сказал в морозную погоду один из престарелых прихожан нашей общины: «Душа еврея может согреться только в «синагоге».

«Кошерное» не значит «полезное»

Одни из важнейших законов Торы — законы кошерного питания. Например, кошерное мясо только жвачных животных с раздвоенными копытами. Зайцев и медведей нам есть нельзя. Важно правильно зарезать животное, потом правильно засолить мясо, поскольку евреям строго запрещено употреблять кровь. Даже яйца мы разбиваем и проверяем, нет ли там крови.

Фрукты, овощи все кошерны, только надо проверять их на насекомых, они так же запрещены в пищу. Из обитателей водного мира кошерны те, кто с чешуей и плавниками, моллюски нет.
 Евреям нельзя есть молочное с мясным, должен быть временной промежуток между этими видами пищи. Час проходит после молочной до мясной трапезы и шесть от мясной до молочной.
 Это я назвал общие законы кашрута.

Всего в Торе три категории законов. Первые из них называются «машпатим» — это социально-экономические законы, понятные и доступные человеческой логике, например, не убивай или не воруй, вовремя верни долг и т.п.

Вторая группа законов «эдуйот» — это ситуативные законы, они связаны с определенными историческими событиями народа Израиля. Так, в праздник Песах мы в течение восьми дней едим мацу, пресный хлеб, это служит нам напоминанием, каким хлебом питались наши праотцы, когда вышли из Египта. Или зажигание ханукии — особого светильника в память о чудесном избавлении народа в греко-иудейской войне и т.д.

Третья категория законов — «хуким», законы, не поддающиеся человеческой логике. Известный еврейский мыслитель Рамбам пишет, что законы кашрута как раз относятся к этой третьей группе. Евреи не едят свинину не потому, что она вредна для здоровья. Просто Творец дал евреям эти заповеди, поэтому мы их и исполняем.

Больших сложностей с поиском кошерной еды в Томске сейчас нет. Получать информацию о кошерной еде можно на сайте департамента кашрута. Там выложен огромный список кошерной продукции. Например, завод «Макфа», где делают хлебобулочные изделия, муку, лапшу, следит, чтобы все было кошерно. В их муке не окажется жучков. Продукция «Макфы» в любом магазине есть. Фрукты, овощи я тоже могу где угодно в киоске купить.
 Основная проблема — мясо.

Слава Б-гу (мы не пишем полностью имя всевышнего), сегодня она в Томске решена, его везут к нам из Новосибирска и Москвы. При Синагоге есть кафе, можно заказывать там еду с кошерным мясом домой. Кстати, сходить в это заведение могут все желающие, не только религиозные евреи. В нашем кафе ест вся округа — адвокаты, сотрудники поликлиники.

Скромная одежда

Что касается одежды, то мужчина должен ходить всегда с покрытой головой, надев кипу. Это напоминание о том, что над тобой кто-то есть: Творец, источник всех миров. Для еврея важно оставаться в течении всей жизни богобоязненным, надо соизмерять себя с величием Всевышнего. Кипа служит напоминанием этого. Про кипу слышал от нашего раввина такую шутку: если человек ходит с задранным носом, она будет сваливаться, если понуро опустит голову — тоже спадет. Надо всегда держаться ровно! Важно понимать, что ты живешь в сотворенном Им мире, делать работу, которую он Тебе доверил и не спустя рукава. Знать, где скромно промолчать, а где напротив высказаться. Быть честным с самим собой, людьми и Б-гом. Это означает быть богобоязненным согласно Торе.

Еще мужчины носят цицит — шерстяные кисти, они прикрепляются к особой четырехугольной майке. Эти кисти — напоминание обо всех заповедях, которые есть в Торе.
 В целом принято скромно одеваться. Шорты, майка — они не запрещены, но не приветствуются, особенно для девушек.
Чаще всего религиозного еврея можно увидеть в темном костюме и белой рубашке. Нельзя мужчинам надевать женскую одежду и наоборот.

Девушки не ходят в штанах. У женщин принято надевать юбку ниже колен, а верх должен закрывать локти и без глубокого декольте.
 Сказать, что есть какой-то особый вид одежды, я не могу. В мире много еврейских диаспор, они находятся в разных странах. В Тунисе у евреев один стиль одежды, в Западной Европе — другой. Не могу сказать, что в Сибири есть что-то специфическое.

В былые времена евреи жили в Местечке, там всегда были люди, кто мог сделать кипу или цицит из шерсти кошерного животного. Сейчас все можно заказать в Интернете, я так делаю.
 Борода религиозным евреям обязательна, сбривать ее полностью запрещено, как и края висков — пейсы, их тоже оставляют длинными. Но общин много, в каждой свой подход. Кто-то совершенно не трогает бороду, другие едва подравнивают, кто-то заметно ее стрижет. Например у хасидов Хабад (общине, к которой я отношусь) не принято носить пейсы. Мы, когда стрижемся, оставляем маленькие треугольники висков, лишь до края уха, а вот борода остается совершенно не тронутой.

Молиться в туалете запрещено

Строго по закону, человек может молиться в любом месте, лишь бы там не было нечистот, неприятных запахов. Они и будут отвлекать от молитвы, и просто это неприлично к Всевышнему в таких условиях обращаться. Например, нам запрещено думать о Торе, о Творце в туалете.
 Можно молиться дома, в университете, но правильнее всего делать это в Синагоге или в миньяне, в обществе из 10 мужчин старше 13 лет.

Коллективная молитва — это другой духовный уровень, особая атмосфера, настрой.
 То, что в Томске только одна синагога, для меня не проблема. Мне достаточно. Если бы их было две, я вряд ли бы ходил бы в обе. Обычно выбирают одну. Единственное, я был бы рад, если бы томская синагога располагалась ближе к моему дому. В Израиле синагог огромное количество, далеко идти не приходится. А я возле Лагерного сада живу, мне неблизко добираться.

Прикасаться друг к другу нескромно

Нам запрещено заключать браки с не евреями. Даже трудно представить такую ситуацию в традиционной семье. Контакт мужчин и женщин сведен до минимума, до 23 лет молодой парень с ровесницами-девушками практически не общается. Он должен получить еврейское образование, профессию, а уже потом думать о жене. Семья — основа отношений между мужчиной и женщиной в еврейской культуре. У мужчины на протяжении всей жизни должна быть одна женщина, о которой и нужно думать.

Люди стараются себя контролировать, даже не смотреть на чужих мужей и жен, это неприлично.
 В еврейской культуре знакомство между мужчиной и женщиной проходит через шадханит — сваху. Это ни к чему не обязывает, но они очень грамотные люди, находят подходящие варианты. В Талмуде сказано, что лучше жениться на человеке со своей улицы — хороший старт, у таких людей много общего. Создание семьи всегда труд: другой пол — другой человек. У людей «с одной улицы» больше шансов поладить. Но вообще, знакомство ни к чему людей не обязывает.

Обычно на свидание приглашает парень. Ему говорят, есть девочка из хорошей семьи, девушке говорят, что есть парень, который усердно учит Тору, и если оба дают добро, то встречаются. Первая встреча желательна в присутствии родителей… Если молодые люди интересны друг другу, они могут прийти на еще на одну встречу. Правда, я знаю достаточно людей, которые приняли решение после первой встречи. Все последующие были уже в рамках приготовления к свадьбе.

После шидуха, первого знакомства, мужчина и женщина могут встретиться еще раз десять, чтобы понять, тот ли это человек. Если возникает между ними какая-то симпатия, они принимают решение создать семью. До сих пор во всех религиозных общинах принято действовать именно так.

Хупа — так называется церемония бракосочетания. Прикасаться друг к другу до хупы запрещено, это нескромно. Я до свадьбы могу трогать маму, бабушку, сестру, а кузину уже не могу. Конечно, если видишь, что тонет женщина, ты обязан помочь. Это нормально.

Лет 200 назад начался резкий отход от традиционного образа жизни. Изменилась и дистанция между мужчинами и женщинами, появились даже смешанные браки. Однако современная еврейская молодежь во многом возвращается обратно к традициям. В том числе и в том, что касается брака.

В истории, естественно, можно встретить случаи, когда религиозные евреи влюблялись в представителей другой веры. Мы все люди. Но такие случаи — это всегда тяжело для семьи. В каких-то случаях родители могут перестать общаться с ребенком или очень тяжело переживать его выбор.

Еврейство нельзя назвать только национальностью или только верой, это нечто иное. Запрет на поклонение другим божествам кроме Б-га Израиля — один из трех самих жестких запретов (наряду с прелюбодеянием и убийством), однако если еврей будет придерживаться отличного от Торы мировоззрения, он все равно при этом останется евреем. К примеру, француз может прийти к еврейству и соблюдать все правила, обратиться в раввинский суд и пройти гиюр (процесс вхождения в народ Израиля) и стать по закону 100-процентным евреем. Даже если в будущем такой человек откажется от следования предписаниям Торы, он все равно останется евреем.

В жизни бывают ситуации, когда еврей или еврейка встречает не еврея. Особенно это характерно для не религиозных семей. В таком случае, согласно Торе, законным брак будет считаться, только если вторая сторона пройдет гиюр. Этот процесс в среднем занимает от двух до семи лет. Но целью прохождения гиюра не может стать исключительно желание заключить брак. Когда человек обращается в раввинский суд с целью принять еврейство, с человеком общаются судьи и выясняют, почему он принял такое решение. Это должно быть очень искренним желанием, желанием соблюдать Тору и заповеди, быть частью народа Израиля. Это не может быть по принципу «сейчас научусь одной-двум вещам и все». У евреев много ограничений, обязанностей и мало бонусов. Не каждый человек сумеет справиться с этим. В раввинском суде смотрят, насколько человек понимает, на что он идет, следят, не пойдут ли перемены ему во вред.

Мои родители — не строго соблюдающие правила люди, к браку и выбору спутницы жизни относились спокойно. Пять лет назад я познакомился со своей будущей женой. Ее зовут Евгения, и она не еврейка. Тогда мы оба играли в КВН, собственно, где и познакомились. Два года мы прожили в гражданском браке, это как раз пришлось на то время, когда еврейство стало становиться для меня чем-то серьезным.

Я стал стараться соблюдать кашрут, Шабат. Во многом у меня это получилось именно благодаря Жене. Она не просто спокойно реагировала на мое стремление вернуться в рамки законов Торы, но была мне в этом надежной опорой. Следила за кашрутом на нашей кухне, пекла традиционный шабатные халы - два хлеба, которые являются украшением любого субботнего стола. Мы вместе учились соблюдать еврейские праздники согласно канонам традиции.

Практически год, как мы перестали даже держаться за руки, как то и предписывает еврейский закон. Когда стало понятно, что для нас это не просто веселое времяпровождение, а образ жизни, мы приняли решение, что я еду в ешиву серьезно изучать еврейский закон, а Женя готовится к гиюру. Сейчас она планирует впервые поехать в раввинский суд. Когда мы будем уже готовы к свадьбе, планируем сделать шидух. Конечно, это больше символически, дань традиции.

Относительно шидуха я допускаю, что у многих людей может возникнуть ощущение, что евреи женятся не по любви. Это не так. Просто я думаю, что любовь, настоящая любовь между людьми — это то, что зарабатывается годами. Когда люди проходят через испытания жизни, живут под одной крышей, воспитывают детей, делят все грустные и радостные моменты. Это и есть любовь...

Врач — особая профессия

Обрезание, которое делают религиозные евреи, — это заповедь Торы. Оно не связано с медициной. Это тоже один из примеров законов «хукат», не имеющих логического обоснования. Б-г сказал Аврааму, первому еврею, сделать обрезание, когда ему было 99 лет, а своего сына Ицхака обрезать на восьмой день. Так делают и сейчас, конечно, если нет противопоказаний по здоровью. Если обрезание хочет сделать еврей уже будучи взрослым, то это делает хирург.

Есть классическая еврейская специальность — «моэль», это человек, который отвечает за этот ритуал. В Израиле есть специальные медицинские курсы для моэлей. Я как хирург сам бы очень хотел освоить эту операцию, она не самая сложная. Когда я проходил практику, мне доводилось ассистировать во время обрезания, но самостоятельно его еще не делал. Со временем может быть, с Б-жьей помощью.


Я учился на врача. Мне очень повезло, у евреев есть только две особенных профессии — доктор и охранник. Их Тора обязывает работать в Субботу, если есть такая необходимость.
 Когда у меня началась практика, были моменты, когда она выпадала на Шабат. Я работал в приемном отделении и при необходимости завязывал узлы и выписывал рецепты, хотя в обычной ситуации это запрещено в Субботу. Но при возможности я переносил дежурство, стремился Субботу провести в традиционном плане.


Пока не работаю врачом, пошел учиться в Москву — у меня не было классического еврейского образования, а надо получить хотя бы минимальное. Я уже знаю, где найти нужную медицинскую информацию, а в еврействе не так хорошо разбираюсь.

После учебы хочу вернуться в Томск. Люблю этот город, я здесь вырос, у меня здесь семья, друзья, моя община. Хотел бы вернуться в клинику, продолжить медицинское образование. Профессия врача обязывает учиться все время. Кстати, и евреи учатся на протяжении всей жизни.

Ничто не мешает соблюдать правила

Все евреи ждут приход Машиаха, праведного еврейского царя, который сумеет собрать еврейский народ на свою родину — Землю Израиля. Наш Ребе, Менахем-Мендл Шнеерсон, глава еврейского народа, указывает на то, что наше поколение — поколение перед приходом Машиаха.

Сейчас мир стремительно меняется, в науке и технике человечество за последние 150 лет сделало стремительный скачок. Можно общаться с людьми, находящимися на другом конце мира, всего за 12 часов можно долететь до Америки, хотя раньше такое путешествие было практически невозможным. Все больше мы узнаем об окружающем нас мире и нас самих. Только взгляните на медицинских достижениях последних лет, мы наблюдаем прогресс в лечении и диагностике множества заболеваний, ЭКО и многое другое. Указывая на это, Ребе говорит, что это признаки эры Мешиаха.

Наука и религии обязаны идти рука об руку, это и есть здоровый образ жизни. Так что я не вижу, что при таком развитии может помешать нам исполнять религиозные правила. Наоборот, лет 100 назад еще могли бы быть сложности — можно было бы не достать нужные книги, пищу, а сейчас не вижу никаких проблем.

Когда закон отступает

Нарушить запреты не то что можно, а нужно из-за вещей, связанных со здоровьем или с опасностью для жизни, своей или других. В такой ситуации все законы отодвигаются. Кроме трех вещей. Прелюбодеяние невозможно, даже если грозятся тебя убить, если ты не уединишься с женщиной. Ни в коем случае невозможно поклониться идолу (если тебя вынуждают съесть некошерную еду, утверждают, что из страха смерти ты забудешь о вере, это будет подобно идолопоклонству). Убить другого, даже если грозятся убить тебя, верующий еврей тоже не вправе. Однако убийство с целью самообороны к этому не относится, и человек вправе оборонять себя и близких любыми средствами.

Во всех остальных случаях Тора предписывает думать о здоровье. Если тебе надо для здоровья съесть что-то некошерное, то по еврейскому закону ты обязан это сделать. Или когда в Субботу рожает жена, то надо взять телефон, вызвать «скорую» и поехать с ней в больницу, проследить, чтобы все было нормально.

Каждый «сходит с ума» по-своему

У меня ни разу не было проблем из-за того, что я придерживаюсь религиозных правил. Каждый человек сходит с ума по-своему. Один вегетарианец, другой не пьет колу…
 Все мои самые близкие друзья никак не связаны с еврейством. С некоторыми я знаком со школы или учился вместе в университете. Мы спокойно общаемся, они приходят ко мне в гости на Шабат, стараются не приносить ко мне на кухню некошерную еду. У некоторых дома есть для меня отдельная посуда. Есть друзья, кто знает про еврейство много.

Я никогда не сталкивался с непониманием. Спрашивают, конечно: «А почему у вас так? Ну ничего себе, вы придумали!». Но это скорее любопытство, чем осуждение.
 Людей, кто ни во что не верит, я не знаю, не думаю, что они вообще существуют. На каждого как-то влияет религия и культура, у всех есть свои правила, которые они соблюдают.