23 ноября, суббота
-14°$ 100,68
Прочтений: 6336

Михаил Шепель: «Научка» становится библиотекой будущего»

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Не так давно в соцсетях выпускники ТГУ «со стажем» бурно обсуждали изменения, произошедшие в Научной библиотеке. Круглосуточный читальный зал, современные залы для работы и отдыха, work-классы и отдельные кабинеты для научной работы. Из места для получения и сдачи книжек «научка» внезапно превратилась в комфортное рабочее пространство для интеллектуальной публики. И это на фоне того, что еще совсем недавно в библиотеках констатировали: «Люди к нам не идут». О роли библиотек в эпоху Интернета, о том, как получить знаний «на миллион долларов» и о детективах Дарьи Донцовой мы поговорили с Михаилом Шепелем, директором Научной библиотеки ТГУ.

***

Михаил Олегович, от кого шел запрос на изменения в библиотеке? Ведь казалось бы: книжки есть, столы со стульями есть — приходи и читай.

В 2005 году мы зафиксировали очень негативную динамику посещений нашей библиотеки: их количество резко уменьшилось. Количество обращений на сайт и к электронным ресурсам росло, а физически людей приходило меньше. И тогда у университета возник вопрос: если сегодня любое место со столом и компьютером — потенциально библиотечное, был бы доступ в Интернет, то зачем нужна библиотека как физическое пространство? При этом университету нужны новые аудитории, помещения для новых подразделений...

И это стало для нас серьезным вызовом: мы провели ряд стратегических сессий с участием жителей города, съездили в командировки в библиотеки Гонконга, в европейские библиотеки — и так родилась концепция создания нового библиотечного пространства.

Главное в концепции — организовать не место для банального общения читателя и книги, а создать пространство, которое бы настраивало связь между человеком и процессом обучения, процессом исследования. Нужно было место, в котором работать интересно и эффективно. Так у нас появился круглосуточный читальный зал, хотя скептиков было много: нам говорили, что к нам днем-то студенты не идут, а мы их ночью хотим заманить. Но мы организовали это пространство, обустроили там мягкую зону, коворкинговую зону, место для питания. Оно с одной стороны получилось комфортное, с другой — зонированное. Этот проект удался. Посещаемость библиотеки выросла на 200 %: за год почти полмиллиона посетителей было, и мы будем эту цифру увеличивать за счет новых проектов. Так что идея меняться пространственно была ответом на вопрос: зачем библиотека вообще нужна.

Хорошо, читатель к вам вернулся, но что дальше? Чем библиотеки будут его удерживать?

Библиотека становится информационным центром, и библиотека будущего — это высокотехнологичное пространство, которое двигается в направлении smart-технологий. Например, зная о наших читателях максимум информации — курс, специальность, тему курсовой, имя научного руководителя и его хобби, мы автоматически в его личном кабинете формируем списки литературы, рекомендованной или обязательной для его курса, а также того, что ему потенциально могло бы быть интересно. И полнотекстовые книги даем, и ссылки на печатные книги, которые есть в фонде библиотеки. То есть мы подбираем для читателя безопасную информацию, и это упрощает ему процедуру поиска, получается библиотека в кармане.

Кроме того, мы автоматизируем процедуры получения и сдачи книг, вводим сервисы, направленные на повышение информационной грамотности, информационной культуры. Говорят, что в «Гугле» можно найти все, но если мы говорим о научно-выверенном поиске, то сейчас «Гугла» недостаточно, а в чем-то он даже вреден. Так что сверхзадача библиотеки — это создание культуры информационного серфинга.

— Что «Научка» может предложить своим читателям сегодня? Кстати, обязательно ли быть студентом и сотрудником университета, чтобы попасть в библиотеку ТГУ?

Сейчас подвижки идут в сфере комплектования электронными ресурсами: мы предлагаем все больше подписных баз данных, электронных книг и периодики. И все меньше печатных книг покупаем в силу того, что электронные издания более доступны, а наша задача — сделать фонд максимально популярным. Упор делается, конечно, на литературу по приоритетным направлениям науки и образования.

Сегодня вся мировая наука — в передовых статьях в крупных научных журналах. Крупные издательства, такие как Elsevier, Springer создают на основе этих статей и книг электронные базы данных и обеспечивают к ним платный доступ. Довольно дорогой, он измеряется десятками, а то и сотнями тысяч долларов в год, физические лица могут покупать лишь отдельные статьи, цена которых может варьироваться от 10 до 300 долларов за статью. И это как раз та информация, которую нельзя найти просто в Интернете в свободном доступе.

Есть много таких баз данных и по разным направлениям, и чем больше подписок на такие базы есть в библиотеке, тем больше у наших читателей возможности работать с передовым научным знанием. Сегодня у ТГУ есть доступ более чем к 50 иностранным базам данных стоимостью порядка миллиона долларов. Для сотрудников и студентов есть возможность настроить удаленный доступ и работать из дома. Горожане тоже могут быть нашими читателями за символическую плату (стоимость читательского билета — 50 рублей), но для них такой доступ возможен только с компьютеров самой библиотеки.

Но не поздно ли прививать информационную культуру взрослым людям, студентам? Сейчас Интернетом любой младший школьник пользоваться умеет.

Именно поэтому мы сотрудничаем со школьниками: разрабатываем разные игровые формы, собираемся проводить чемпионаты по информационному серфингу, которые призваны научить человека пользоваться всем богатством подписных ресурсов, и показать, чем еще можно пользоваться для поиска информации: электронные каталоги, электронные библиотеки, показать их возможности. Если уже выше уровень исследователей, то мы учим их применять библиографические менеджеры для создания научного текста, то есть сервисы, которые позволяют правильно и быстро оформить те же ссылки, цитаты, списки литературы.

Недавно прошедший День библиотек был отмечен несколькими шикарными акциями: в библиотеке Байкальского госуниверситета названия книг заменили шуточными аннотациями: «Сто лет одиночества» Маркеса превратился в «Книгу — образец того, как писателю лень придумывать имена своим героям. А еще там девушка землю ела», повесть «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» Гофмана получила аннотацию «Книга о том, как правильные манипуляции с расческой способны творить чудеса покруче всяких там шампуней с пуш-ап эффектами». В томской библиотеке «Зеленая лампа» открылась студия «Книги, лапы и хвост», где дети, у которых трудности с чтением читают собакам. Это своеобразная терапия: собака не указывает на ошибки, не поправляет и не торопит — она просто слушает. На Белом озере открыли уличную библиотеку. А что проходит в «Научке»?

Сегодня все библиотеки стремятся быть более открытыми, и это, конечно, правильно. Но акции, направленные на привитие культуры чтения, не должны быть приурочены лишь ко Дню библиотек. В этом году у нас был рекорд: нашу «Ночь в библиотеке» посетило больше тысячи человек. А в день рождения ТГУ мы проводили в роще «Книговорот»: горожане могли принести любые книги и обменять их на другие интересные.

Еще недавно в рамках проекта «Открыты университет» в стенах нашей библиотеки проходило чтение вслух пушкинского «Евгения Онегина», когда в режиме нон-стоп каждый мог прочитать строки из этого произведения. Это и приобщение к литературе, к поэзии, и понимание смыслов этих текстов: ведь классическая литература каждым поколением прочитывается по-новому, вносит новые смыслы, понимается по-разному.

Сейчас есть определенная опасность: говорят о смерти классической книги, о клиповом мышлении — и в этот момент важно, чтобы у детей не пропала возможность приобщиться к вечным ценностям через чтение. Молодому поколению, аборигенам цифрового мира, нельзя потерять этот навык чтения. У них он есть, я думаю, сегодня многие родители читают со своими детьми. Много книг издается, много покупается, есть подвижники в России, которые пытаются возродить культуру чтения. И я думаю, что печатная книга не умрет даже в цифровую эпоху, и все библиотечное сообщество приложит к этому усилия. Самое важное, что мы делаем: мы не позиционируем библиотеку как альтернативу обычному времяпрепровождению за компьютером, мы просто сейчас это все аккуратно вплетаем в ткань новой реальности, поэтому молодому поколению и интересно.

Тогда последний вопрос, из серии «стыдно спросить»: в научной библиотеке есть, условно говоря, «детективы Дарьи Донцовой»?

Сходу не готов сказать конкретно про Донцову. Конечно, у нас есть какой-то процент художественной и научно-популярной литературы. Есть библиотекари-предметники, которые взаимодействуют с кафедрами и лабораториями, кроме того, постоянно проводятся исследования по социологии чтения, по выявлению потребности в чтении среди горожан, которые к нам приходят, и среди студентов. И на основе этого мы формируем заказ книг.

Но все-таки наша задача, как и задача всего университета — это не только удовлетворять спрос публики, но и формировать его. Это не пустое понятие «университетский уровень», поэтому у нас есть классическая художественная литература, современные исследователи, писатели как зарубежные, так и отечественные, но признанные.