Алтарь вместо холста
Уже месяц в Воскресенской церкви Томска иконописцы из Владимира работают над росписью алтаря: пустые церковные своды постепенно заполняются ликами святых и цветочным орнаментом. В отличие от большинства томских храмов, расписанных в каноническом стиле, здесь используется более реалистичная академическая живопись, и потому все изображения выглядят как живые.
Владимир и Маргарита Мищенко занимаются росписью храмов уже более 10 лет. В Томск их пригласил настоятель Воскресенской церкви иерей Дионисий Мелентьев.
— Наша деятельность по росписи храмов началась с работы в бригаде Владимира Некрасова, — рассказывает Дмитрий Мищенко. — Именно под его началом нам удалось поработать в храмах Москвы, Нижнего Новгорода, Владимира, Саратова, Челябинска и Самары. Все храмы, в которых нам довелось трудиться, особенные, выделить какой-то довольно трудно. Разве что особенно запомнился женский монастырь в Киржаче, где нам довелось восстанавливать живопись 19 века: она была невероятного качества, больше я такой не видел нигде.
Только в начале 90-х годов здание вернули церкви, и тогда же его начали восстанавливать. К сожалению, роспись стен оказалась почти утраченной под слоями штукатурки и краски. В этом году пришел черед алтаря: увы, но в его сводах под краской следы росписи найти не удалось, поэтому пришлось все рисовать заново.
— Вообще, восстановление — это реконструкция, когда нам приходится собирать отсутствующие «куски», — рассказывает Дмитрий Мищенко. — Но здесь нам пришлось все делать с нуля. Сначала составили эскиз, утвердили его, затем нашу работу благословил митрополит Томский и Асиновский Ростислав, и только после этого мы приступили к работе. Когда все завершим, на стенах алтаря можно будет увидеть Иоанна Златоуста, архангелов Михаила и Гавриила, Иоанна Предтечу, а также святых Агафангела и Макария Невского. Все это обыгрывается орнаментом.
По словам иконописцев, в стародавние времена работа над росписью была более масштабной: она велась по сырой штукатурке, которую сначала наносили, затем затирали, поверх нее гвоздем или острым предметом намечался рисунок, и уже затем он прокрашивался. Сегодня все проще: рисунок либо сразу наносится на стену, либо, если работа ведется в арке или сводах, переносится с предварительно подготовленного картона на заранее подготовленную и зашпаклеванную поверхность.
— Техника рисунка у нас смешанная: фоны и орнаменты наносятся акриловыми красками, живопись — маслом, — рассказывает Маргарита Мищенко. — Сохнет краска быстро, но объем работы такой большой, что мы планируем трудиться до сентября.
По словам отца Дионисия, в Воскресенской церкви необходимо расписать весь верхний придел, то есть вслед за росписью алтаря последует и дальнейшая работа.
По словам отца Дионисия, за помощью к Московской патриархии томичи не обращались, так как там есть свои проекты по восстановлению и росписи храмов. По его мнению, горожанам лучше продолжить традицию наших предков, которые любили и чтили Воскресенскую церковь, а потому обустраивали и украшались ее за свой счет. По его мнению, нам нужно продолжать начатое нашими предками дело и позаботиться о возвращении утраченной красоты.
— Прежде в Томске из крупных проектов по росписи храмов был реализован проект по росписи Богоявленского кафедрального собора, — рассказывает отец Дионисий. — Расписывали больше года без перерывов. Не так давно расписали по очереди боковые приделы Петропавловского собора. В ближайшем будущем будет закончен проект и начнется работа по возведению храма Святого князя Владимира на улице Клюева. Пока же перед нами стоит задача восстановить Воскресенскую церковь, и мы надеемся на помощь горожан. В свою очередь мы записываем и фиксируем каждый пожертвованный рубль и отчитываемся во всех наших расходах на официальном сайте Воскресенской церкви.
Для росписи алтаря требуется 850 тысяч рублей, пока удалось собрать где-то половину суммы. Для тех, кто хочет узнать подробнее и внести свой вклад, на сайте Воскресенской церкви создан специальный раздел.