22 ноября, пятница
-4°$ 100,68

Молочные реки, навозные берега

Фото: пресс-служба регионального ОНФ

Скандалы, связанные с загрязнением окружающей среды (будь то воздух, вода или почва) предприятиями аграрной сферы и производства продуктов питания в Томске случаются регулярно. То свинокомплекс сбрасывает отходы на поля орошения, заодно «радуя» томичей незабываемым ароматом жизнедеятельности пятачков, то птицефабрика источает не менее тонкие ароматы. В этот раз в центре внимания структур, стоящих на страже охраны окружающей среды оказались сразу два соседствующих предприятия: СПК «Нелюбино» и ООО «Томское молоко».

Весенние ароматы

Первыми забили тревогу жители деревень Нелюбино и Губино. Еще прошлым летом они обратили внимание на то, что пруды, в которых купалась местная детвора и проводили время любители рыбалки, стали зарастать ряской — верным спутником загрязнения воды и заболачивания. Источник проблемы долго искать не пришлось. Между двумя деревнями в глубоком логу протекает небольшая речка Куртук. В советское время для удобства работы сельхозпредприятий на ней было организовано несколько плотин, образовавших искусственные пруды. После развала хозяйств система прудов и гидротехнические сооружения — плотины — остались бесхозными. В настоящее время в верховье реки Куртук расположены два предприятия — молокозавод и ферма крупного рогатого скота.

— Сегодня речка Куртук — это скорее ручей, который пересыхает к середине лета, и пруды становятся автономными. Однако в весеннее половодье вода с ее помощью переливается из пруда в пруд, попадая в итоге и в реку Порос, в которую приходят на нерест муксун и судак, — рассказывает местный житель Юрий Пыжик. — Этой весной мы отправились на охоту на пруды в Нелюбино и отметили ужасный запах, который от них исходил. Грязная вонючая вода из пруда поблизости предприятий переливалась в лог и текла в следующие пруды. Конечно, летом эта проблема сходит на нет, но, если в следующее половодье дамбу прорвет, то загрязнение будет ужасным. Последствия есть уже сейчас. Традиционно в губинском пруду на Крещение делали иордань, но в этом году уже не стали — больно грязная вода. Зона отдыха испорчена. Ряска, которой зарастает водная гладь, перерабатывает часть загрязнений, но со всеми вряд ли справится. Чтобы исправить ситуацию и очистить воду, потребуется не один год. А ребятишек, привыкших купаться, не остановить.

Масштабы встревоженности нелюбинцев и губинцев отражает значительное количество собранных подписей. Более 200 местных жителей подписались под письмом, которое они направили руководителю экологического центра «Стриж» Сергею Жабину с просьбой помочь разобраться в ситуации.

Сразу же после обращения Жабин и инициативная группа выехали на место.

— С «Томского молока» к логу приходит три трубы . На самом заводе утверждают, что из них вытекает чистейшая вода, которой они моют емкости. Но когда руководству предложили пойти к трубам и выпить по стаканчику этой живительной водицы, они почему-то отказались. С другой стороны реки Куртук расположено СПК «Нелюбино», на территории которого разместилась тысяча голов крупного рогатого скота. Отходы жизнедеятельности этого немаленького стада, судя по всему, стекают в лог. Около гусиной плотины (местное название) образовался пруд 400 на 100 метров, дамба на грани разрушения. Про смрадный запах, который стоит в этом месте, даже говорить не буду — дышать там нечем. Если плотина гусиная прорвется, вы только представьте последствия. Может сложиться ситуация, аналогичная той, что была в прошлом году после отравления реки Киргизка, когда после попадания в нее стоков рыба выпрыгивала на берег. А то и хуже, — уверен руководитель экологического центра «Стриж».

Пробы с превышением

Дело сдвинулось с мертвой точки 18 мая, когда в присутствии понятых специалистами областного департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с прокуратурой Томского района были отобраны пробы стоков на 500 метров ниже и выше точки сброса с молокозавода, а также поблизости фермы КРС.

В ожидании результатов руководство молокозавода заявляло, что творог и сметану никто в речку скидывать не будет (что, конечно, логично).

— Кроме того, у нас проложено две трубы для стоков — одна работает всегда, вторая — в резерве. Предельно допустимые нормы сбросов у нас определены, разработаны регламенты, которые не вредят природной безопасности, — утверждал директор ООО «Томское молоко» Алексей Безбородов.

Впрочем, перепроверить себя еще никому не помешало. По его же словам, не дожидаясь результатов экспертизы, предприятие связалось со специалистами компании, которая поставляет вещества, нейтрализующие отходы производства. А также наладило работу совместно с ТПУ, чтобы выяснить, откуда теоретически могли взяться превышения и устранить нарушения.

По данным департамента, результаты анализа проб показали, что превентивные меры на производстве предпринимают ой как не зря. Превышение предельно допустимых концентраций обнаружено сразу по нескольким веществам: азота аммонийного — в шесть раз, нитрит ионов — в десять раз, взвешенных веществ — в пять раз, сухого остатка — в 1,3 раза, железа общего растворенного — в 9,5 раза, нефтепродуктов — в 79 раз. Результат удивительный, если учесть, что у молокозавода довольно новые очистные сооружения.

Что касается проверки СПК «Нелюбино», то здесь также не обошлось без нарушений. Установлено, что ими осуществляется сброс отходов (при том, что разрешения на это не оформлены), установлен четвертый класс их опасности. Площадь загрязнений — около 100 квадратных метров

По словам руководителя СПК Валентина Неганова, предприятие давно ничего не сбрасывает.

— Когда не было ограждений вокруг фермы, механизаторы могли случайно столкнуть в лог определенное количество отходов жизнедеятельности КРС. Но я вам заявляю, что уже восемь лет никаких сбросов мы не производим. Отходы жизнедеятельности коров — это органическое удобрение, которое мы вывозим на поля. То, что было случайно сброшено, — не в озеро, а в лог. Я лично выезжал на место, сквозь перегной вытекает чистый ручеек, который смешивается с ручейком из очистных сооружений «Томского молока». Как только перегной подсохнет, наш агроном все вывезет на поля, — уверяет Неганов.

Проверка еще не окончена. Окончательные ее итоги расставят все точки на и. Сейчас проводится расчет ущерба, причиненного окружающей среде, после этого все материалы будут переданы в прокуратуру Томского района для принятия мер прокурорского реагирования. Так, предприятия будут обязаны провести возмещение ущерба окружающей среде и привести в соответствие с нормами сброс отходов производства. Кроме того, по словам начальника облдепартамента охраны окружающей среды, будет решаться вопрос по укреплению дамбы.

Сергей Жабин предлагает провести еще ряд мероприятий:

— Существует федеральная программа по очистке водоемов. Думаю, логично будет направить средства на очистку водоемов в Нелюбино и Губино, — считает руководитель экологического центра. — В любом случае, решать будут специалисты.