23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 8918

Меняющие пространство

Фото: vk.com/performance_vtomske_leto

Современное искусство — понятие неоднозначное. Но тем оно и прекрасно, что творцом его может стать каждый. В Томске немало людей занимаются современным искусством, но некоторые делают это в весьма неожиданном формате. Например, танцуя, как ребята из коллектива «Три П» — «Перфомансы в публичных пространствах».

— Наше общество в вопросе современных танцев застряло в прошлом веке, — рассуждает Алина Долженко, участница коллектива «Три П», доцент факультета иностранных языков ТГУ. — Мне кажется, в обществе требования к тем, кто хочет танцевать, немного похожи на фашизм: все танцоры должны быть примерно одного роста, комплекции, иметь чувство ритма и определенные способности, делать одинаковые движения. А современные танцы позволяют раскрыть красоту тела каждого человека и немного с другой стороны, увидеть индивидуальность и красоту в любом теле. Танец ушел вперед, и мы пытаемся работать именно с тем, что он собою представляет сегодня. А сегодня танец работает с пространством, с присутствием каждого человека в конкретном моменте, с исследованием собственного тела и возможностью находить индивидуальные движения.

Лаборатория «Три П» появилась на свет в конце мая 2015 года благодаря участию в подготовке арт-ночи в томском ТЮЗе. Ребята сделали первую совместную танцевальную работу в жанре site-specific под названием «Временное явление» (где фокус внимания находился в исследовании архитектуры заброшенного здания, пространства вне обитателей). Но мероприятие неожиданно отменили, и зрители перфоманс так и не увидели. Но совместное танцевальное творчество ребятам так понравилось, что после арт-ночи участники проекта под идейным руководством куратора Ксении Беленковой начали работу в летней лаборатории «Перформансы в публичных пространствах» (которая в дальнейшем дала название всей группе — «Три П»).

— Все прошлое лето мы работали с темой времени в разных пространствах, — рассказывает Ксения Беленкова. — Мы исследовали время с точки зрения движения. Тема оказалась настолько объемной, что наш интерес перерос дворик за ТЮЗом и вышел в пространство города. Прошлым летом был сделан ряд перформансов, выросших из лабораторной работы. Перформанс «Остановка» позволил окунуть в наши исследования жителей Томска, Кемерово, Барнаула, Новосибирска. Мы наблюдали за действиями прохожих и рефлексировали при помощи движений, вовлекая людей в непривычное действие в привычной для них ситуации ожидания транспорта. Тем самым позволяя ощутить иначе время нахождения на остановке. Еще одним перформансом прошлого лета был «Поток», где мы исследовали существующие потоки города, которые условно делили на горизонтальный (проезжая часть/пешеходы), вертикальный поток (газоны) и хаотичный (места отдыха).

По мнению ребят, современный танец должен работать с пространством. Танцы, к которым привыкла большая часть людей, совершенно не учитывают то, в каком пространстве мы находимся, представляя собой просто набор заученных движений. Проект «Три П» к подготовке каждого перфоманса подходит осознанно: ребята собираются заранее на лабораториях, ставят задачи, с которыми планируют работать, обсуждают, продумывают сценарии, используя особые соматические практики.

— Эти практики связаны с изучением пространства, ощущением себя в нем, — говорит Ксения. — А тело является транслятором. Да, мы определяем задачи, обсуждаем структуру (некий сценарий), но выходя на конкретную местность, наш «сценарий» трансформируется, исходя из того, что нас окружает. Если мы на улице, мы осознаем, что вокруг деревья, здания и работаем/взаимодействуем/двигаемся от конкретного материала; если на остановке, то мы понимаем, что мимо нас пролетают автобусы, проходят люди. Для того, чтобы выходить в пространство улицы, необходимо практиковать внимание и ощущение присутствия в моменте — большую часть времени мы занимаемся именно этим, а не разучиваем конкретные «па». С помощью практик взаимодействия, практик на тренировку внимания каждый из нас изучает свое тело.

Искусство для всех и для каждого

Глядя на видеопрезентации работ, сделанных ребятами, невольно задаешься вопросом: как на это действие реагируют прохожие?

— Реагируют, конечно, по-разному, — говорит Ксения. — Кто-то говорит, что мы не в себе, некоторые возмущаются, кто-то восхищается, но еще ни разу наше действие не оставило людей равнодушными. Работая с перформансом, мы пробуем встретить зрителя с неизвестным. Вот идет человек на работу привычной дорогой. И вдруг встречает что-то необычное: людей, которые двигаются как-то «странно», совершают вроде бы привычные действия, но как-то иначе. Человек обращает внимание, останавливается — и на какое-то время вырывается из общего потока повседневности. И, возможно, с ним даже что-то хорошее происходит в этот момент. Мы хотим при помощи танца делать мир немного красивее, показывая привычные для людей вещи с непривычных ракурсов.

— Так и есть, — подхватывает Алина. — Вот ходит человек по одним и тем же дорогам и не замечает красивое дерево. А тут вдруг заметил. Или был у нас проект, над которым мы работали в художественном музее: постарались обратить внимание прохожих на архитектуру. В отличие от театра мы не задаем конкретную эмоцию, мы обращаем внимание человека на пространство и на то, как его может обозначить тело.

Участники проекта — обычные ребята, многие без танцевального опыта. Идейный вдохновитель и хореограф — Ксения Беленкова, она занимается профессионально танцем и преподает контемпорари-dance довольно давно. Остальных в свое время что-то в проекте зацепило, заинтересовало, попробовали — и понеслось

— Я чувствую, что здесь могу реализоваться, — рассказывает Юлия Шашкова, участница коллектива. — У меня нет никакого танцевального опыта, раньше я воспринимала перформанс как флешмоб, а когда сама стала участником, поняла, что тут все гораздо глубже. Мы часто поднимаем философские темы, ищем концептуальное решение разных вопросов, занимаемся мыслительной работой. Это меня и привлекло. В первую очередь, наше искусство — для нас самих, а уже потом для людей, как возможность обратиться к городу. И то, как реагируют на нас люди, — это просто проекция их самих на то или иное явление.

Александра Березняцкая, другая участница проекта, признает, что раньше не думала о категории пространства вообще, но, когда начала с этим работать, поняла, что тут действуют свои особые законы, которые позволяют его менять и открывать для себя и для других.

— Наше искусство — это что-то настоящее и искреннее, — говорит Алина. — Вот в обществе так много правил и представлений, как и что должно быть. А тут мы стараемся обращать внимание на настоящую ситуацию и смотреть на все так, как оно есть, не гнать по прямой в своих шорах по накатанной колее. Мы учимся слышать то, что существует в настоящем мире, и двигаться в соответствии с этим.

В коллективе сегодня восемь постоянных участников. Данила Харламов пришел на занятие первый раз — и угодил прямо на нашу встречу. Говорит, шел по улице, увидел — заинтересовало:

— Прежде я три года занимался танцами, — рассказывает он. — Мне нравится исследовать привычные вещи с новой стороны. Люди, которые видят необычное и новое, либо считают, что это ненормально, либо открыты к новому и воспринимают легко. И, как я, пытаются понять творческий поток и то, как новые формы города открываются перед ними. Поэтому я здесь.