23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 3814

Живопись с кофейным ароматом

Фото: из личного архива

Любите ли вы вечером устроиться перед телевизором поудобнее с чашечкой ароматного кофе? Признайтесь: да. Вот и томская художница Юлия Астафурова не прочь скоротать вечер за чашкой кофе. Только у нее он становится рабочим материалом для создания «кофейных» картин.

О том, что на кофейной гуще можно гадать, знает каждый. А что кофейная гуща — отличный материал для графики, наверное, многих удивит. Юлия Астафурова поняла это четыре года назад, ранним утром, когда выпила чашку крепкого кофе и иначе взглянула на кофейные разводы внутри. С этого начался новый этап ее изобразительной деятельности.

— Я посмотрела на дно чашки, покрутила ее, увидела «потеки» и подумала: а как кофе будет себя вести на бумаге? — рассказывает Юлия. — Взяла и попробовала. На бумаге кофе себя точно так же ведет — растекается, стекается, в зависимости от густоты кофейной гущи, эффекты интересные. И я начала заниматься «кофейной» графикой. Изначально я не знаю, что будет на каждом новом листе, поэтому происходит некое кофейное гадание. Только предсказываю я не будущее, а что получится в новой картине.

Первой «кофейной» работой Юлии стал букет цветов. Необычные кофейные узоры сложились в недолговечный образ: увы, после того, как сама первая картина высохла, весь кофе осыпался. Тогда Юлия решила во что бы то ни стало найти способ остановить прекрасное кофейное мгновение, такой фиксирующий элемент, который бы не портил фактуру рисунка и при этом не давал материалу осыпаться. Им оказался клей ПВА. Он добавляется в кофейную гущу, следом идет грунтовка. А законченную картину Юлия покрывает лаком — причем подходит как акриловый, так и обычный лак для волос.

— Каждый образ возникает по-своему. После того, как на лист вылита кофейная гуща, смешанная с водой, грунтовкой и ПВА, я несколько раз наклоняю лист в разные стороны. А когда все высыхает, стараюсь увидеть, кто или что «живет» в разводах, — делится секретом Юлия Астафурова. — Обращаю внимание на фактуру, складочки, морщины. Тут получается такая интересная штука — не художник выбирает сюжет, а материал его диктует. Иногда образы проявляются сразу, иногда приходится не один день повертеть будущую картину в руках.

Как правило, для создания образа Юлии необходимо выпить минимум две чашечки — именно столько гущи уходит на каждую картину. Среди любимых сортов — арабика кофейни «Петр Великий»: он подходит для работы лучше всего. Лист бумаги художница иногда деформирует: это придает картинам дополнительную фактуру. Иногда кофейные работы Юлия дорисовывает красками: гуашь позволяет выделить образ, закрепить его и довести нюансы до совершенства. Так, например, родилась работа с чайным сервизом.

— Ящерицы, цветы, слоны, кошки, люди — это любимые образы для моих картин, — говорит Юлия. — Первая выставка моих кофейных работа прошла в галерее «Артерум» в Новокузнецке. Большая часть работа там и остались. Недавно в Томске, в художественном музее, проходила открылась новая выставка. Кроме картин, нарисованных кофе, там были представлены мои графические работы, выполненные маркером, гуашью и пастелью.

Творчество как отдых

Надо сказать, что биография Юлии весьма «художественная»: она окончила Кемеровское художественное училище по специальности художник-оформитель, после чего преподавала в детской художественной школе № 19 в Кемерово. По возвращению в Томск художница получила заочное образование в ТГПУ и преподавала в Доме творчества детей и молодежи. Юлия Астафурова является членом Союза художников России и международной ассоциации изобразительных искусств — АИАП ЮНЕСКО.

А с 2006 года она занимается росписью храмов. Росписью художницы украшены нижний придел Воскресенского храма в Томске, также она расписывала храмы в Сатпаеве (Казахстан), Кемерово, Абакане, Ханты-Мансийске.

— Роспись храмов — труд непростой, — говорит Юлия. — Я готовлю «картоны» с эскизами картин, по которым потом работают художники моей рабочей группы. Они выполняются в натуральную величину, а на подготовку их уходит масса времени. Сейчас работаю над храмом Георгия Победоносца в Сургуте — проект уже почти завершен. Когда сильно устаю, просто стараюсь много спать. Но, конечно, основной отдых для меня — живопись. Причем, если работа маслом или пастелью требует особого настроя, то, рисуя кофейной гущей, я расслабляюсь, и идеи приходят сами. Правда, друзья говорят, что работа накладывает свой отпечаток: в некоторых моих картинах у людей читаются лики, но от этого никуда не деться.

Образы некоторых своих картин Юлия порой придумывает и вынашивает в голове подолгу: так было с работой «Утомленные солнцем». Ее художница создавала порядка двух лет. А с картиной «Тома», на которой девушка вяжет шарфик, сидя на ветке, и вовсе история вышла забавная:

— Изначально это была цапелька, — смеется Юлия. — Причем картина нравилась друзьям, они просили ее подарить, но спустя время неизменно возвращали. Мол, что-то в ней не то. Поэтому спустя какое-то время я решила ее переделать: так появилась «Тома». Почему и откуда берется вдохновение — объяснить не могу. Просто иногда тянет к конкретной работе, а иногда — нет.

А еще среди увлечений томской художницы — вышивание, изготовление кукол, пэчворк и аппликации: надо сказать, что в ее мастерской представлены и картины из ткани, которые от живописных издалека человеку непросвещенному и отличить сложно.