22 ноября, пятница
-5°$ 100,68
Прочтений: 27120

По старой памяти: томская «золотая лихорадка»

Карта Мариинского уезда
Фото: lib.tsu.ru

О том, что в Томской губернии до 1917 года в достаточно большом количестве добывали золото, знают многие. И до сих пор не утихают споры и вопросы о том, куда же делась вся эта наработанная система золотых приисков, и возможна ли новая «золотая лихорадка» теперь, в начале XXI века?

Не прогнозируя будущее, обратимся к истории — к тому, как было обнаружено золото в регионе, кто основывал золотые прииски, что говорили в обществе и как воспринимали тех, кто был задействован в золотопромышленности.

По данным томских историков, первым человеком, обнаружившим томское золото, был Федот Иванович Попов. Он воспользовался тем, что в 1826 году правительство разрешило вести поиски и разработку золота в Сибири частным лицам, и в течение двух лет вел разведочные работы в непролазной глухой тайге.

Удача улыбнулась ему! Летом 1829 года на речке Бирикюль (правый приток реки Кии в Мариинском округе Томской губернии) он обнаружил золотосодержащую россыпь. В следующем году на золото наткнулась уже целая компания искателей (Я.М. Рязанов, Г.Ф. Казанцев, С.Т. Баландин): она открыла Кундустуюльский ключ, приток Кундата, также впадающий в Кию. После этого золото стали обнаруживать по берегам Кии, Шалтыря, Кожуха, Кундата, Суеты, Тисюля, Золотого Кандата, Тайдона, Мурюка, Талаюла, Бобровой; золотодобыча составляла более чем 45 пудов в год.

Так в 1820-30-х годах в Сибири началось время, которое получило название «томской золотой лихорадки». Как и в Америке, которая стала первооткрывателем самого явления «золотой лихорадки», блистательно отраженной в произведениях Джека Лондона, в Томске появились толпы авантюристов и искателей, привлеченных «запахом» легкой наживы. В неоконченном романе «Тайжане» Потанин так описывал это время:

«Когда Попов открыл золото, многие купчины старинного покроя пустились по его следам и из гостинодворцев, вдруг превратились в богатейших золотоискателей и заняли первенствующее место в городском обществе. В Томске закипела золотая горячка... Лакеи превращались тогда в богачей, а их господа улетали в трубу... Общественные разгородки исчезли; товарищ губернатора оставил службу и пошел в приказчики к бородачу-приискателю; ссыльнокаторжный стал богатым золотопромышленником...».

«Золотая лихорадка» изменила Томск. Он стал известен на всероссийском уровне; новые богачи легко тратили деньги, закатывая пиры, строя роскошные дома и церкви, устраивая сады, кто-то основывал заводы и производства — кожевенное, мыловаренное и т.д. Как пишут историки, «превращение Томска в губернский центр и создание близ него золотопромышленности стали решающим и для внешнего его благоустройства».

В обществе вплоть до начала XX века золотые прииски оставались постоянной темой для обсуждения, но теперь уже не как источник легкой добычи, а как место тяжелого, неблагодарного, фактически рабского труда. На приисках процветало пьянство; золотопромышленники под любыми предлогами старались выплатить меньше денег, уделяли минимальное внимание условиям труда.

Описания положения приисковых рабочих публиковали ведущие газеты Томска — «Сибирская газета», «Сибирская жизнь», «Сибирский вестник», а также журнал «Сибирский наблюдатель». Одним из очеркистов «Сибирского наблюдателя» был В. Курицын, впоследствии прославившийся как автор авантюрных романов «Томские трущобы» и «Человек в маске». Он в молодости работал на золотых приисках, и этот опыт отразился и в его очерках, посвященных приисковой жизни, и в романах. Так, одной из сюжетных линий «Человека в маске» стал поиск мифического «Золотого Ключа». Легенда о нем звучала следующим образом:

«Так вот, говорю, слух такой шел, где-то, не то по Абакану, не то по Тубылу, не то по Урсу, ключ есть такой — золото прямо руками бери, прям так в русле и светится. Страшенное богатство! Сказывали, что лет тридцать тому назад какой-то доверенный с поисковой партией ненароком на этот ключ нашел, обыкновенное дело, остановился разведкой. А чего уж тут разведывать, коли золото само из земли лезет.

Увидал доверенный такое богатство, да и запало ему темное на ум. Чтоб, значит, от хозяина своего скрыть и ни с кем этим счастьем не поделиться, подпоил он своих рабочих – человек шесть их, сказывают, было, да как понапились да спать завалились, и поотрубал им башки. Вот оно какое дело-то вышло. Ну-те-с, подобравши своих ребят, доверенный наш домой поехал. Место — ключик этот самый на планту обозначил, засеки по деревам сделал, чтобы в случае, ежели свою партию вести, так не заблудиться. Сказывают, путался он по тайге, пока до жилого места добрался, недели две. Лошадь пала, сухари вышли, замотался парень.

Первым делом, значит, в город направился, хлопотать о свидетельстве на золотопромышленность начал.. А в те времена на этот счет строго было. Пока он выхлопатывался, да пока што, зима подступила. Сунулся он было со своей партией по зимнему пути на лыжах, ничего не мог найти. Память ли у него отшибло, или так уж божье произволение было, — только нет ключа да и шабаш! По тайге-то, шляючись зимним временем, застудился. Воротившись домой, занедужил и о ту же зиму помер. Не пошло, значит, впрок найденное богатство, зря только души загубил. Предъясняют так, что будто, перед смертью он все это происшествие обсказал жене. Ну, с того и пошел слух. И сколько, братец ты мой, этот самый ключ искали, сколько денег ухлопали, никто ничего найти не может. Одно слово — заколдованный ключ!»

Этот небольшой отрывок показывает, что и в начале XX века в умах томичей жила мечта о быстром обогащении — надо только «место знать», указанное в легенде, мифе, на карте сокровищ... И золотопромышленники воспринимались как люди, которым повезло, и теперь они просто обязаны поделиться с обществом своим богатством.

Кстати, некоторое наследие от «золотой лихорадки» у нас все-таки осталось. И в частности, это бывшая усадьба золотопромышленника Асташева, так называемый Архиерейский дом, где сегодня располагается краеведческий музей.

***

Маленький словарик:

«Золотая лихорадка» — неорганизованная массовая добыча золота на новооткрытых месторождениях, которая характеризуется стихийным наплывом старателей и хищническими методами добычи (Энциклопедический словарь экономики и права)

Литература:

Дмитриенко Н.М. Томск. История города. Томск, 1999. С. 75-82.

Потанин Г.Н. Тайжане: Историко-литературные материалы / Сост. Н.В. Серебренников. Томск, 1997. С. 50-51.

Не-Крестовский (В. Курицын) Человек в маске. Томск, 1991. С. 88-91.

Книга профессора А. Зайцева о золотоносных россыпях Мариинского уезда

Усадьба Асташева — Томский краеведческий музей