22 ноября, пятница
-4°$ 100,68
Прочтений: 11601

По старой памяти: реклама в старинном Томске

Фото: lib.tsu.ru

Невероятно, но это правда: если современная реклама в большинстве случаев вызывает раздражение, то дореволюционная — притягивает взгляд и пробуждает интерес. Конечно, здесь определенную роль играет контекст, рекламное окружение — ведь дореволюционные газеты практически не иллюстрировались. И когда среди сплошного текста вдруг обнаруживались рекламные «веселые картинки», взгляд невольно устремлялся к ним, радуясь разнообразию шрифтов, линеек и изображениям продаваемых товаров.

Но дело, конечно, не только в этом. Дореволюционная реклама для сегодняшнего читателя — это уже не путеводитель для потребителя, а самый настоящий информационный источник. Что именно продавали и покупали томичи в конце XIX века? Какие магазины существовали, какие услуги предлагали? Обратимся к газете «Томский листок» 1896 года. Давайте посмотрим вместе на торговую жизнь Томска, кипевшую 120 лет назад!

Лавки чудес

Самыми заметными объявлениями на газетных полосах были рекламы крупных томских магазинов, которые были в состоянии оплатить довольно объемную рекламу.

Любопытно, что большинство магазинов до революции назывались по именам своих владельцев: Аптекарский магазин А.Р. Щепкина и Д.М. Сковородова, магазин М.И. Карпачевой, музыкальный магазин П.И. Макушина и т.д. И обратите внимание на адреса магазинов: это или «собственный дом» его владельца, или дома других хозяев, безо всяких номеров: присваивать домам определенные номера стали только в начале XX века.

Объявления пестрели разнообразными графическими элементами, набирались крупными шрифтами, а при возможности и иллюстрировались. Правда, качество печати было, прямо скажем, неважным, но благодаря этим нерезким картинкам мы можем увидеть, какие музыкальные предлагал, скажем, П.И. Макушин своим покупателям. Становится очевидно, что гитары и рояли принципиально не изменились, а вот такие диковинки, как «Фис-Гармонии Стори и Кларк», «Пиано-Мелодико», народные цитры — теперь можно увидеть разве что в музеях. Ну или на страницах дореволюционного «Томского листка».

Перечисление же товаров аптекарского магазина А.Р. Щепкина и Д.М. Сковородова ставит в тупик: что такое мыло «Юм-Юм»? Удила гуттаперчевые конские? «Настоящее деревянное масло галлипольское»? Тем более что картинок тут не предполагалось.

А вот когда смотришь на ассортимент магазина фарфорово-фаянсовых изделий иркутского фабриканта И.Д. Перевалова, невольно успокаиваешься, потому что изящные очертания предлагаемых им графинов и бокалов вполне соответствуют современным.

Пальчики оближешь!

Голодному человеку читать дореволюционную рекламу просто запрещено: так «вкусно» в ней описывались разные виды еды!

Кто бы сейчас отказался от свежего мармелада и карамели от Московской пекарни, от «специальных кавказских виноградных вин», от выборгских и елочных фигурных пряников?

Постоянно давали рекламу в газеты и пивоваренные заводы. Так, Крюгер «заманивал» покупателей, как сейчас бы сказали, необычной «инновацией» — заказом по телефону:

«Честь имею довести до сведения гг. потребителей пива и меда Р.И. Крюгер, что в конторе завода имеется телефон № 149, поэтому желающие могут обращаться с требованием по телефону. Заказы исполняются тотчас же под личным наблюдением».

А в другом номере можно увидеть рекламу пивоваренного завода с «говорящим» названием «Конкурент», который сообщал потенциальным покупателям о том, что уже в декабре он «выпустит в продажу пиво: Богемское, Мюнхенское, Кулинбахское черное и Гамбринус. А также имеется в продаже клюквенный квас моего завода.

Льщу себя надеждой, что гг. потребители пива и клюквенного кваса не оставят мое извещение своим вниманием и оценят достоинство и качество вышесказанных сортов пива и кваса: цены на пиво умеренные».

Кстати, цены указывали за ведро: самое дешевое — Богемское пиво — стоило 1 рубль 40 копеек, Мюнхенское — 1 рубль 60 копеек, а дорогие Кулинбахское черное и Гамбринус стоили по два рубля. Но самым выгодным был, конечно, клюквенный квас стоимостью 1 рубль 20 копеек ведро.

Рекламные картинки

Иллюстрации в рекламе встречались относительно редко и всегда привлекали внимание. В 1896 году читатели «Томского листка» могли увидеть самые разнообразные товары: жернова и «трехвальный станок новейшей конструкции», флакон одеколона и обложу нового романа Генриха Сенкевича, а также рекламу цирка и придворного артиста Натана Шварца.

Кроме собственно картинок, средствами привлечения внимания служили шрифтовые выделения, необычное положение на странице — вверх ногами или вертикально. Некоторые рекламные объявления печатались на иностранных языках — польском, немецком, французском. Они, конечно, в первую очередь прочитывались представителями польской диаспоры в Томске, профессорами Императорского Томского университета и высокообразованными подписчиками «Томского листка».

В «преемнице» «Томского листка» — газете «Сибирская жизнь» — реклама была еще более разнообразной. Здесь применялись такие приемы, как публикация отдельных частей рекламы в отдельных номерах — которые через какое-то время соединялись в название рекламируемого продукта. Так, в одном номере читатели видели крупно набранный слог: ПО. Во следующем: СУ. В третьем — ДА. И наконец появлялась реклама ПОСУДЫ от креативного заказчика рекламы...

От соловьев до свежих струн

Читая рекламные объявления, иногда диву даешься: чего только не покупали и не продавали наши томичи! Вот например:

«КАНАРЕЙКИ ИЗ КАЛУГИ И КУРСКИЕ СОЛОВЬИ

только что привезены, отлично поют разными напевами. Тульские голуби, куры разных пород. Куриные яйца для наседок».

Или такое объявление от музыкального магазина П.И. Макушина:

«ПОЛУЧЕНЫ СВЕЖИЕ ИТАЛЬЯНСКИЕ СТРУНЫ

из Рима».

Продавали «аптеки в селе, прекрасно устроенные, с хорошим оборотом» и пароходы, пальмы (по причине отъезда из города, стоимостью от 5 до 50 рублей), жеребцов и пимы, скрипки и мало подержанный велосипед «Слава» (обращаться к швейцару университета). Рекламировались и необычные услуги:

«ОТКРЫТА ТЕПЛАЯ ПРОРУБЬ

Для полоскания белья: 10 копеек с корзины и 3 копейки на руках, на летнем рыбном базаре, на реке Томи».

В разделе частных объявлений больше всего был востребован «кадровый вопрос»: свои услуги предлагали няни и гувернантки, студенты, дающие уроки, кормилицы, швеи, врачи. На страницах газеты искали попутчиков: так было и дешевле, и безопаснее в дороге. Типичный пример такого объявления:

«ИЩУ ПОПУТЧИКА ДО ЧИТЫ ИЛИ ИРКУТСКА

едущего по казенной надобности. Еду в первых числах февраля, у меня удобная повозка».

А некоторые объявления до слез напоминают сегодняшние — разве что написанные другим слогом:

«Лица, в прошлом году и ранее того взявшие для чтения книги из библиотеки, что при местном архиерейском доме, сим приглашаются поспешить возвращением их».

Самым интересным было бы, наверное, сравнение рекламы дореволюционной и сегодняшней. Но удивительно то, что рекламируемые товары, в общем-то, не совпадают. До революции любили рекламировать мыло и станки, папиросы и коньяк — на страницах сегодняшних общественно-политических изданий такой рекламы и не встретишь. А в собственно рекламных изданиях — другие подходы, другие товары. Но поискать, конечно, можно!