23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 7829

На лабутенах — в искусство

Кризис не мешает людям наслаждаться прекрасным

Если бы не клип на песню «Экспонат» группы «Ленинград», так и оставалась бы в неведении, что такое лабутены и как их отличить от «типалабутенов». А главное, я бы не знала, что туфли на высоченной шпильке с красной подошвой — теперь пропуск в искусство.

Для тех, кто тоже отстал от светской жизни, быстро пересказываю «модный» сюжет. Сначала лабутены засветились в новой песне Шнура, где героиня благодаря туфлям от Кристиана Лубутена стала главным экспонатом на выставке Ван Гога. Потом в клипе, где девушка красным лаком превращает туфли цвета беж в «типалабутены» и под песню «Экспонат» собирается на выставку, где назначено свидание, а заодно и замуж.

Песня и клип взрывают Интернет и становятся этаким культурным феноменом. И вот уже организаторы выставки «Ван Гог. Ожившие полотна» в Москве приглашают девушек на каблуках выше 10 сантиметров бесплатно посмотреть экспозицию, а всем Серегам (в песне поется: «Водил меня Серега на выставку Ван Гога) и их спутницам дается 50 % скидка.

Ретроспективная выставка Валентина Серова в Третьякове — еще один феномен минувшего января. Много людей в провинции ломают головы, с чего это москвичи так ломанулись на классическую живопись, что даже двери в музей вынесли? О многочасовой очереди в музей написали, кажется, все СМИ, блогеры и обычные пользователи соцсетей. Сроки на эту выставку продлили, а с 30 на 31 января устроили акцию «Ночь Серова».

И заметьте, это все происходит на фоне сокрушительного падения рубля, цены на нефть, на фоне самых неблагоприятных экономических и политических прогнозов. Вот такой парадокс: рубль вниз — а народ к искусству ближе. 470 тысяч посетителей выставки Серова в Москве, аншлаги в органном зале Томской филармонии, где звучит Моцарт, полный зал на «Амели», вернувшейся на сцену томской драмы. И не говорите мне, что кризис мешает людям наслаждаться искусством, что оно на последнем месте в списке потребностей.

Но! Сменились тренды в сфере искусства. Мода в искусстве и мода на искусство помолодела и «опопсилась». Посмотрите, на самые популярные паблики в соцсетях — об изобразительном искусстве — подписаны те, кому нет и 25. Сегодня в тусовке молодых модно любить Ван Гога, Дали, Рене Магритта, Энди Уорхола. А что такое «Эспонат» от infant terrible отечественной эстрады? Это репортаж о самых нашумевших событиях культуры минувшего января, куда не сходить — это отстать от моды. Я знаю несколько человек в Томске, которые поехали в Москву на эти выставки.

И вот что еще интересно: сейчас в моде не только лабутены и «восхитительные» штаны, но и позиционирование себя через искусство. Что говорит девушка в клипе парню, за которого мечтает выйти замуж? Что она, дочь олигарха, отказалась от папиных денег и квартиры, сняла хату и рисует, то есть она позиционирует себя как художник. Поэтому и парень из «Скайпа» приглашает ее на свидание на выставку. А все в той же песне «Экспонат» поется о том, что «мы с Генкой и Маринкой ходили в «Мариинку» послушать чисто Глинку, партер, туды-сюды…», и в партере героиня песни понимает, что и здесь она прима и звезда. В начале 90-х в первых рядах Большого театра сидели «малиновые пиджаки», для которых балет был символом престижа, успеха.

«Да и сейчас все жены и подруги олигархов, все эти гламурные мадам с Рублевки, подались в дизайнеры или галеристы», — говорит студентка-первокурсница одного из томских вузов. Она будущий дизайнер, но стесняется говорить о выбранной профессии своим ровесникам. «Потому что каждый раз слышу в ответ: «Ты чо, как те, с Рублевки»?

Но именно на таких персонажей, как девушка, перекрашивающая обычные «шпильки» в лабутены, или девушка в партере Мариинки, рассчитаны акции, которые проводят музеи мирового уровня, как Третьяковская галерея. Если в первом случае мы имеем дело с некими выдуманными персонажами, которые влияют на реальную жизнь, то во втором — реальность становится частью художественной жизни.

А теперь окинем мысленным взглядом культурный ландшафт Томска. У нас тоже есть чем порадовать публику, в том числе и девушек в лабутенах. Филармония уже давно твердит: слушать оперу и симфоническую музыку — престижно, так поступает вся Европа. Спектакли Александра Огарева, которыми интересуется даже президент России, скроены по европейским лекалам. И в Москву ездить не надо, чтобы понять, какие театральные тренды сегодня в моде — просто надо купить билет на «Амели», «Ларису и купцы» или «Анну в тропиках». В театре «Скоморох» поставлены такие спектакли («Пиковая дама», «Панночка», «Сказка о золотой рыбке»), что можно приезжать из других городов смотреть. Краеведческий музей приближает кулайскую культуру к менталитету современного зрителя через дефиле «кулайских» головных уборов. В художественном музее есть подлинники Валентина Серова, Сурикова и Шишкина.

Но на филармонические концерты ходят устойчивые три сотни слушателей, которые знают, что между частями симфонии не надо хлопать. В театрах уже на третий премьерный показ с большим усилием заполняют зал. В музеях нетерпеливая толпа двери не выносит. То ли у девушек нет лабутенов. То ли маловато Серег на 600 тысяч городского населения, которые могли бы повести свою пассию на выставку того же сибирского иронического концептуализма — «Женщины замечательных людей» Игоря Шерко или в краеведческий музей на «Созвездие Большого Лося».

А может быть, нужно в других форматах работать? Или смелее позиционировать себя через искусство? Например, портрет Касьянова кисти Серова на время ремонта убран в запасники. А почему бы не провести выставку одной картины. Это так, предложение «в порядке бреда». Но то, что надо работать с молодой публикой, которая пока ходит в ночные клубы, в театрах, музеях и в филармонии понимают отчетливо.

Очень интересные процессы в плане культурной революции (эволюции) происходят сейчас в старейшем университете Сибири. Джазовые концерты перетекли в формат джазовой конференции — и эта форма оказалась востребованной. В студенческих аудиториях заговорили о русском стиле — о мужской и женской моде, и опять эта тема объединила вокруг ТГУ интересующуюся публику. На «Музыку из анимэ», как мотыльки на огонь, летят те, кто не балует себя частым посещением концертных залов, но не может упустить шанс услышать музыку из любимого кино в живом звучании симфонического оркестра, да еще под управлением японского дирижера.

И все-таки в традиционных залах музеев, театров, галерей, филармонии молодой публики, типа девушки из клипа, немного. Не знаю, хорошо это или плохо, но пока искусство еще не стало настолько «народным» в новой (не ленинской) трактовке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора