23 ноября, суббота
-12°$ 102,58
Прочтений: 7036

Принцип нищих

Принцам и нищим наплевать на кризис, правда, плюют они под разным углом

Принцев у нас мало, каждый 20-й примерно, так что их страдания от падения «голубых фишек» или снижения объемов валютной выручки выглядят смешными для пенсионеров, которые думают, в чем себе отказать, чтобы оплатить очередную квитанцию за ЖКУ.

А вот нищих, как минимум, — треть населения России. Они не следят за курсом рубля и нефти, не требуют перевести их рублевый вклад в бивалютный, не думают о том, куда вложить лишние 200 тысяч. Они этот кризис замечают только в магазинах, где дорожает отечественная курятина с импортными присадками.

От падающей нефти, дешевеющего рубля, растущих цен на все и вся страдает, прежде всего, средний класс. То есть становой хребет любого стабильного общества. Средний класс — это те, что уже чуть-чуть скопили денег, пересели из «Лады» в импортный кроссовер и уже собирались вместо Турции поехать в Испанию, и тут — как в анекдоте про полное крушение всего и вся, шесть букв, вторая «И». Фиаско, а не то, что вы подумали.

Раздающиеся со всех сторон крики «шеф, все пропало, гипс снимают, клиент уезжает» уже мало волнуют людей вроде меня, экономическое взросление которых пришлось на 90-е годы прошлого века. Мы тогда получали утром зарплату в цветных фантиках, а не как сейчас на карту, и руководство тут же отпускало нас в магазин, потому что понимало: утром на эти деньги еще можно купить паленый польский «Наполеон», паштет в полуовальной коробочке, и останутся еще деньги на маршрутку. А если мы досидим на работе до вечера, то придется пить коньяк, не закусывая. А так-то всем завтра с утра снова на работу.

Я тут недавно покупал что-то у торговки на сезонном рынке. Разговорились. Спрашиваю, не боитесь кризиса?

— А чего бояться, — отвечает. — Картошки нормально накопали в этом году. Весной еще больше посадим.

Опять же, старость — это когда тебе наплевать, на лабутенах ты или в чунях. Лишь бы тепленько было.

Но этого среднего класса в России кот наплакал. Вот что явствует из опросов «Левада-центра»: лишь 28 % россиян (в докризисном 2014 году) имели действующий загранпаспорт и только 9 % респондентов ездили отдыхать чаще одного раза в год. А, по данным «Автостата», только 51 % российских семей имеют автомобиль. Это означает, что в 2015 году доля среднего класса в России составляла менее 10 % от всего населения страны.

Ребята, исключительно хреново сейчас всего 14 миллионам наших сограждан. Примерно 50 тысячам жителей областного центра. Просто давайте посмотрим, кто эти 50 тысяч по социальному составу. Я не демограф и не финансист, просто полтора года работаю в проекте «Ваши личные финансы» облдепартамента финансов и привык спрашивать у людей про реальные доходы. Так что, по моим ощущениям, российский средний класс, если судить по зарплате, состоит из:

— наемных работников нефтегазового сектора — около десяти тысяч сотрудников;

— аутсорсеров, смежников, субподрядчиков, «дочек», сервисных подразделений нефтегазового сектора — до 30 тысяч человек;

— федеральных, областных и муниципальных чиновников среднего и высшего уровня с зарплатой от 50 тысяч рублей и выше. Рядовые специалисты получают гораздо меньше;

— прокуроры и произошедшие от них следственные комитетчики с зарплатой от 60 до 300 тысяч рублей в месяц;

— элита научно-образовательного комплекса в томских университетах, начиная от завкафедр (50 тысяч рублей) до проректоров и ректоров с зарплатой за миллион. В месяц;

— высококвалифицированные врачи (стоматолог в частной клинике 70-80 тысяч рублей);

— педагоги общеобразовательных школ с большим стажем, завучи и директоры (50-100 тысяч рублей)

— офицеры вооруженных сил, ФСБ, УМВД, ФСКН, МЧС таможни и прочие силовики (от 40 тысяч рублей);

— судьи — немногочисленная, но крайне хорошо оплачиваемая (кроме мировых судей) каста людей (от 150 тысяч рублей);

— менеджеры среднего звена и выше налоговых органов, УФАСа, Росстандарта, Роспотребнадзора и так далее (от 40 тысяч рублей).

И совсем чуть-чуть предпринимателей средней руки, подпольных IT-шников, владельцев небольших бизнесов….

Так кому все-таки стало по-настоящему плохо?

Нефтяникам-газовикам и высокооплачиваемым бюджетникам.

Причем, ужас ситуации для власти в том, что реально сильно теряют только те бюджетники, кто эту власть призван защищать. Юридически, физически, с помощью оружия. То есть даже внутри реально пострадавших от кризиса есть два лагеря: нефтегазовый сектор, который воспринимает остальное население России как ненужных дармоедов, и раскормленные в «нулевые» силовики, которые не хотят жить хуже. А вместе они — сила.

Еще в конце прошлого года посыпались осторожные разъяснения сверху, что индексации зарплат прокурорам и военным ждать не стоит.

В декабре в школах собрали педагогов и зачитали корректное письмо «с самого верха» о том, что, принимая во внимание особую социальную важность школы, снижения зарплат педагогов в 2015 году областная власть не допустит. Педагоги со стажем, как водится, ничего не поняли, и директоры русским языком объясняли: в 2015 году, который уже фактически закончился, зарплату не снизят, а в 2016-м повышения не ждите.

Оптимизация расходов шагает по бюджетной России семимильными шагами. Точно знаю, что после разоблачений ОНФ в Ненецком округе и на Сахалине, где сел заворовавшийся губернатор Хорошавин, все регионы получили указания снизить расходы на СМИ и PR. А то ведь 40 миллиардов рублей по стране власть вливала в местные газеты и ТВ. Местные СМИ, которые без поддержки власти нерентабельны, будут либо закрываться, либо поддерживать протестные настроения. А что им еще делать? Примеры мы знаем.

Для Томской области в выборный год это вообще вызов кандидатам от власти: а попробуйте избраться без бюджета, на свои, а?

Социальные программы оставлены до лучших времен, переложены на плечи частных благотворителей.

Власть вынуждена отпускать курс рубля, чтобы валютная выручка от нефти и газа превращалась в приемлемое количество рублей, дабы платить по изрядно повышенным в нулевые годы и «майскими указами» бюджетным обязательствам. Иначе те, кто призван защищать власть, кто считает себя «национальным достоянием», станут дрожжами социального протеста.

При этом, заметьте, на депозитах в банках у томичей лежит больше 100 миллиардов рублей. Но возле банков очередей и паники не наблюдается. Это значит, что эти 100 миллиардов принадлежат как раз «принцам» и немногочисленному среднему классу.

«Нищим» принадлежат 90 миллиардов рублей кредитов, в том числе и ипотечных, которые томичи набрали в банках. Индекс закредитованности томичей не самый высокий в стране, но в среднем каждый четвертый рубль своих доходов томичи отдают банкам. Но это средняя температура по больнице. Огромное количество людей отдают 50-70-90 % доходов. Внутри тела 90-миллиардного долга растет количество плохих, невозвратных кредитов.

Если люди не смогут отдавать долги банкам, залоговые квартиры и автомобили начнут забирать в счет уплаты кредита крайне низкооплачиваемые судебные приставы, то социального недовольства не миновать. Поэтому кривая новых кредитов идет вниз по молчаливому согласию банков и власти. Банки согласны потерпеть минимизацию прибыли, а власть понимает, почему банкиры платят все меньше налогов.

Радуются только микрофинансовые организации и мутные «раздолжители», которые занимают и без того нищему населению деньги под два процента в день, а потом обещают небесплатно, конечно, помочь избавиться от долгов. Заодно и от остатков имущества.

С экранов федеральных каналов уже мелькают завораживающие цифры: 170, а то и 280 рублей за доллар прогнозируют мировые аналитики. Нас пугают, щупают наше социальное самочувствие, приучают к новым реалиям — но мы пуганные. У нас свой принцип.

Мы просто посадим больше картошки.

***

Семь советов в кризис для среднего класса:

— не слушайте людей из телевизора, у них свои цели, у вас — свои.

— сбрасывайте рубли, оставляйте рублевую наличность только на самое необходимое: пищу, проезд, лекарства.

— если есть лишние рубли, купите быстро то, о чем мечтали, если мечта еще не очень сильно подорожала.

— не пытайтесь вложиться в недвижимость. Покупайте квартиры, если только негде жить вам и вашим детям. Построили и не продали в прошлом году столько жилья, что оно будет только дешеветь.

— вложитесь в любую из основных валют, но учтите, что таким образом вы сделаете свой вклад в спекулятивное повышение курса. Поэтому курс валюты может неожиданно пойти как вверх, так и вниз.

— не пытайтесь поиграть и заработать на финансовом рынке. Попробуйте хотя бы сохранить то, что имеете.

— если у вас так много денег, что вы можете рискнуть ими, посмотрите на портфельное инвестирование в иностранные компании на бирже через индивидуальный инвестиционный счет (ИИС). Доходность в рублях может составить свыше 30 %, а в валюте — около 12 %.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора