23 ноября, суббота
-14°$ 102,58
Прочтений: 7434

Добро пожаловать, или в Северск «вход воспрещен»?

Просчитали на бумаге, да забыли про овраги

Недавно свет увидели предложения Минэкономразвития снять статус ЗАТО с ряда городов. В их число попал и Северск. Можно по-разному относиться к подобной инициативе, называя ее и несерьезной, и недостаточно проработанной, и преждевременной и еще много чем. Но настораживает как минимум две детали. Разработана она не по «щучьему велению», а исключительно в свете реализации поручения российского правительства. И разработчики не забыли обратиться к «хозяевам», предполагавшихся пустить под нож ЗАТО. То есть к профильным министерствам — насколько, собственно, необходимо содержание всех этих территорий?!

И вот ответ пришел. Почему же наша государственная машина вдруг так неуклюже, без оглядки на мнения жителей ЗАТО и их дальнейшую судьбу занялась законотворчеством?! Во-первых, далеко не всегда уже, по мнению нынешних «государственных стратегов», спрятанное там производство нуждается в подобных, весьма дорогостоящих режимах. Во-вторых, тамошнее руководство само нарывается. Сколько денег не давай — проблем меньше не становится. Вспомним хотя бы беспрецедентный вброс миллионов рублей еще в начале «нулевых», потраченных, как оказалось, на «нарисованные» хитрой чиновной рукой производства. Или лепка доморощенных оффшоров за колючкой ЗАТО. Да и миллиардные ежегодные дотации, как оказывается, в большинстве своем банально проедаются, выкармливая местную власть и претворяя в жизнь всевозможные чудо-проекты. Словом, хватит, пусть поживут как все. Но когда политика временщика, несущего из дома на продажу фамильную реликвию, была эффективной? Так и сегодня. Ведь статус ЗАТО со всем его режимом выстрадан самой жизнью. Это сродни армейскому уставу, каждый параграф которого, как принято говорить, написан кровью. Результаты налицо. Ведь даже в самые разнузданные 90-е мы обошлись в ЗАТО и без террористов, и без хищений ядерных материалов. Конечно, без перекосов так избавиться и не удалось. Особенно, когда в дело вступал пресловутый «человеческий фактор», наделенный пусть малой, но властью.

Сегодня предлагают систему безопасности сломать. Исключительно, если верить авторам проекта, в интересах очередной «оптимизации» в славном деле расходования бюджетных средств. Получается не только нелогично, но и опасно. Мы бомбим неведомую большинству россиян Сирию, заявляя о борьбе с мировым терроризмом. Создавая невольно режим наибольшего благоприятствования для тех же террористов на собственных просторах, не задаваясь простым вопросом — насколько придется «раскошелится» тому же бюджету, свершись, не дай Бог, диверсия на объектах ядерного комплекса?! Да и о рублях тогда будем вспоминать в самую последнюю очередь. Поэтому вдвойне удивительно, что вопросы национальной безопасности отданы министерским чиновникам от экономики, мало в ней разбирающимся.

Какова же экономическая цена упразднения статуса ЗАТО у Северска? Конечно же, пострадает местный бюджет. По опубликованному комментарию администрации города, на 2016 год он должен пополниться 900 миллионами рублей. Сумма, хотя и немалая, но не отражает всей глубины межбюджетных отношений в ЗАТО. Есть еще поступления, предусмотренные соответствующим федеральным законом, согласно которому данные территории имеют право на повышенную бюджетную обеспеченность. В качестве компенсации за неудобства, связанные с тем же пропускным режимом. А это еще, как минимум, столько же. Всего же бюджет Северска на текущий год утвержден в размере почти четырех миллиардов рублей. Из которых доходов, поступающих непосредственно в город, только миллиард. Да и тот при лишении статуса собрать будет проблематично. В основном, по причине снижения зарплат работающего населения и неизбежного сокращения их количества. И это будет второй удар по уровню жизни горожан. Дело в том, что и районный коэффициент в размере 5 0% (установленный, кстати, в 1992 году так нелюбимым сегодня Егором Гайдаром), и 20-процентная надбавка, доставшаяся в наследство еще с советских времен, сильно «привязаны» именно к ЗАТО. Особенно, последняя. Таким образом, обнародованные администрацией возможные потери в 900 миллионов возрастут и возрастут значительно.

Как минимум, одну мину замедленного действия хранит и расходная часть бюджета. Согласно ныне действующему законодательству, расходы по статье «здравоохранение» являются для ЗАТО прерогативой федеральной казны. Какие изменения ждет действующий порядок при одобрении инициатив Минэкономразвития, конечно же, неизвестно. Известно только, что по данной статье предусматривается сегодня почти 1,5 миллиарда рублей в год. И их предстоит еще изыскать. На этом начинаются возможные бюджетные потери уже для всей Томской области. Потому как ряд выпадающих доходов придется взять на себя областному бюджету. Объемы данного материала не позволяют более подробно осветить данный вопрос. Но для понимания общей картины достаточно вспомнить о расходах фонда ОМС, вынужденного финансировать некоторые «медицинские мероприятия» в Северске после значительного сокращения федерального финансирования тамошней медсанчасти.

Но, на то она и медаль, чтобы иметь две стороны. И так картина выглядит более привлекательной. Возможно, поэтому идея открытия Северска и имеет немало сторонников. По их мнению, именно «колючка» является препятствием для создания в городе новых производств с высокооплачиваемыми рабочими местами. Что можно сказать этим людям? Наверное, привести пример областной инвестактивности, которая за последние четыре года уменьшилась почти на треть. И это только по официальным цифрам. А чем Северск лучше Томска в славном деле привлечения инвестиций?

Удивляет небывалая смелость министерских чиновников, взявших с места в карьер в деле исполнения правительственного поручения. Несмотря на возможные немалые неурядицы и для самих городов, с которых предполагается снять «затошный» статус, и для их жителей. Удивляет неведение органов власти на местах об интенсивной работе в столичных кабинетах. В том числе и среди губернаторов. Хотя именно они останутся один на один с жителями в случае претворения в жизнь судьбоносных планов по «расколючиванию» территории. Они, а никто другой, взвалят на свои плечи и проблему выпадающих бюджетных доходов, и дальнейшую занятость потерявших работу специалистов. Потому и несколько странно вспоминать сегодня сообщение об очередной судьбоносной встрече Жвачкина с премьером Дмитрием Медведевым. На ней говорили о программе «ИНО Томск», социально-экономическом развитии области, реализации знаковых проектов. Но вот о грядущих возможных переменах во втором по численности населения городе области и атомной столице России ни слова! Далее, если верить сообщению, Сергей Жвачкин направился к… Алексею Улюкаеву. И вновь, о чем вели беседу, молчок. Тут уж гадай сам, либо наш губернатор действительно был в неведении, либо по старой газпромовской привычке решил «взять паузу».

А вот мэр ЗАТО Григорий Шамин попал, по народной присказке, как кур во щи. Недавно он вновь вернулся к оседланной им уже добрый десяток лет назад теме режимного статуса Северска. В частности Шамин отметил, что процедура открытия города начнется не раньше, чем «с этим согласится значительная часть северчан». И произойдет не вмиг, и даже не сразу. Правда, господин Улюкаев со товарищи думает иначе. Согласно разрабатываемому проекту президентского указа, о «человеческом факторе» не сказано ни слова, а вот сроки исполнения определены довольно конкретные. Нам же остается разве что сильно засомневаться в хваленом умении северского руководства выстраивать отношения в московских коридорах власти, о которых так много говорили в недавно завершившийся предвыборный период.

Думаю, дальнейший ход событий двинется по знакомому уже сценарию. Как было в Пикалево или при обсуждении массовой отмены электричек. То есть без вмешательства Владимира Путина никак не обойтись. Правда, ручка для подписания упомянутого проекта указа ему не понадобится. В отличие от уже ставшей достоянием истории «пикалевской» дискуссии. Закрытые же города продержались и в разные периоды советского времени, и в лихие и нищие 90-е, и разрушать систему сегодня, по меньшей мере, не с руки. Так что «могильщиком ЗАТО» Владимир Владимирович вряд ли останется в памяти народной. Во всяком случае, до завершения грядущей президентской кампании.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора