26 ноября, вторник
-3°$ 103,79
Прочтений: 6691

Октябрьское обострение

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Октябрь начинался интересно: с известия о голодовке жены мэра-сидельца Елены Макаровой (Изофатовой). На Александра Сергеевича наложили взыскание за хранение флакона духов(!), и теперь любящие супруги смогут встречаться только трижды в год. Интернет-аудитория, как обычно, разделилась на два непримиримых лагеря: один под лозунгом «вор должен сидеть в тюрьме», другой — «руки прочь от нашего любимого мэра». А суть-то, в общем, не в этом. Макаров, конечно, не «узник совести», но вся эта история с явно подброшенными духами пахнет дурно. И главное, ведь никто даже не стал разбираться.

В УДО Иркутский суд Макарову вполне ожидаемо отказал. 20 октября. Супруга «политзаключенного» из голодовки вышла, заявив, что «тело мне понадобится для борьбы», и намерена обращаться в Верховный суд, Страсбургский и так далее. Воистину — если до звания декабристки госпожа Макарова и не дотягивает, то октябристкой может зваться вполне. Героическая дама.

В Интернете, кстати, собирают подписи под петицией об освобождении экс-мэра. Сбор, впрочем, идет ни шатко, на валко. Вчера было 1 339 подписантов. За «гоаровских» медведей вступались куда как бойче.

На фоне этих страданий и страстей как-то очень блекло выглядит судебный процесс над преемником столь многими любимого мэра — куда как менее любимым (а ведь как старался!) Николаем Николайчуком. Дело развивается по принципу чем дальше, тем смешнее. Именно 1 октября, в годовщину задержания Н.А. в Крыму, гособвинитель предложил с Богом отпустить опального градоначальника на свободу по амнистии. На минуту показалось даже, что изрядно насидевшегося под домашним арестом экс-мэра «намбе ту» вот прямо сейчас отпустят на волю, но суд одумался и все же оставил его в четырех стенах до 22 января. А уже 22 октября суд постановил возобновить следствие по делу Николайчука, в том числе из-за некоего документа, поступившего от ФСБ. А 29-го на очередном заседании выступил его бывший зам, а ныне глава Ленинского района Вячеслав Черноус — главный свидетель обвинения. Отставной командир подводной лодки, таки, изрядно подтопил экс-шефа. На что тот в сердцах бросил: «живи с этим сам, если сможешь». Ой, да помилуйте, Николай Александрович! Те, кто топили вашего предшественника, вполне даже себе живут и процветают. Да и вы, кажется, какие-то показания на его процессе давали, э?

Ну, на этом судебную тему этого месяца будем считать закрытой. Было еще несколько забавных процессов и кое-какая уголовка, но ничего особенного.

Если говорить о политике, самым серьезным событием стал уход из мэрии первого зама мэра Евгения Паршуто, оттрубившего на своем посту восемь лет, при двух мэрах. Возможно, сохранением своего «портфеля» при смене шефа он был обязан явно конфликтным отношениям между ним и Николайчуком перед «добровольной» отставкой последнего.

Ближе к десятым числам начала муссироваться тема возможного открытия Северска. Впервые об этом сказал Григорий Шамин на пресс-конференции в РИА — мол, город откроют, если за будут 50 % населения, а сейчас только 40. Многие недоумевают: а цифры откуда? Никаких масштабных опросов в городе не проводилось.

Но пик обсуждений пришелся на последнюю декаду — после того, как на федеральном портале проектов нормативных правовых актов были размещены шесть проектов указов президента об упразднении ЗАТО. В их числе и проект об упразднении ЗАТО Северск. И не далее чем с 1 января 2016 года. Вот тут уж пошел... гм... ну, все мы знаем, как называется бурный обмен комментами. Просто удивительно, как томичей взволновала тема освобождения города-спутника от колючки. Если смотреть по топ-темам октября, она явно лидирует — если, конечно, суммировать голоса по разным топикам, которых было чуть ли не с десяток. И каждый набирал изрядное количество комментариев. Большинство все-таки считает, что город надо открывать, ну пусть, может, и не с 1 января.

Впрочем, большинство в нашем случае — это наиболее активная часть «населения» портала. А она вряд ли объективно отражает настроения большинства томичей. Так, на портале страшно ненавидят пиво. А особенно — томское пиво. Подтверждение тому — обсуждение темы «Сотрудники «Томского пива» обратились к президенту, попросив не запрещать ПЭТ-тару». Более семи тысяч прочтений! Около 80-ти комментариев. Причем, большая часть (подавляюще большая) — негатив разного градуса: от «давно пора прекратить продавать эту шнягу» до «даешь церковь на месте пивзавода».

Церковь, между прочим, в октябре тоже «дала»: в микрорайоне Заречный освятили место для будущего храма. Так местные активисты развернули целую кампанию против. И получили полную поддержку от читателей портала: «нам не нужны церкви, нам нужны школы и поликлиники». Ну, в общем, автор тоже как бы к такой точке зрения склоняется. В церковь можно и в центр города съездить, а вот в детскую поликлинику за десять остановок — тяжеловато. Теперь вот собирают подписи.

Вообще по количеству разнообразных петиций, под которыми в октябре собирали подписи, месяц просто зашкаливает. В Северске, например, выступают против строительства пункта захоронения радиоактивных отходов. Адресаты послания — Владимир Путин и министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской. Текст — умереть. «Томская область имеет очень важное экономическое значение для России, так как именно здесь сосредоточена основная часть всех запасов полезных ископаемых, а также большие объемы лесных и водных ресурсов. Здесь находятся плодородные земли для сельского хозяйства. Последствия строительства коснутся жителей как Северска, так и Томска». Забыли написать, что Томская область — это родина слонов. Не говоря уже о том, что вся территория «СХК» — это, по сути, одна большая радиоактивная помойка. Как говаривал его экс-директор Геннадий Хандорин, «на этих лужайках и через 500 лет не будут резвиться дети...».

Также подписи собирают: за перевод стрелок, против передвижного дельфинария, против шуб из натурального меха... А теперь вот еще «за сохранение выделенных трамвайных путей». Последняя тема сейчас, кстати, абсолютный лидер по обсуждаемости. «Троечки» — пока еще очень бойко бегающие трамвайчики, и весьма востребованные. Так что в данном случае зацепило многих. Правда, как это часто бывает, вопрос частично перевели в другую плоскость — сохранения трамваев в принципе. Пока, вроде бы, на них никто не покушался.

Меж тем, в Томск как-то незаметно пришла зима, а в самом конце месяца — ряд важных событий, которые, возможно, станут знаковыми для города, а может и нет. Например, подписание соглашения между ТПУ и «ТЭМЗом», которые будут вместе производить оборудование для «Газпрома». Как-то всегда настораживают новости с приставкой «будет». Ну вот билет на поезд Томск — Новосибирск будет стоить меньше 500 рублей. И на базе СибГМУ создадут третий в России медицинский кластер Минздрава. «Это все обязательно будет, южный ветер тебя разбудит»... А пока у нас закончился последний де-факто осенний месяц, и впереди длинная-предлинная зима. С чем вас и поздравляю.