Студенты выйдут «за рамки»
Многие из нас видели в зарубежных фильмах, как какой-нибудь студент-экономист записывается на курсы фотографии. Или учащийся, специализирующийся на бизнесе, расхваливает курс по гончарному мастерству, который ему порекомендовали посетить в его колледже. У вас не возникал вопрос, почему в моей Alma Mater такого нет?
В этом году ТГУ начал внедрять программу «Кампусных курсов», которая является одним из проектов по развитию качества образования в вузе. Это сделано для того, чтобы освободить горе-студентов от кандалов устоявшейся системы, где учащиеся не могут сделать ни шагу за рамки установленного программой расписания. Как говорят представители университета, важно, чтобы студент имел возможность свободного перемещения в рамках образовательной программы в пространстве всего университетского кампуса, имея доступ к образовательным дисциплинам разных факультетов и институтов вуза. Отсюда и название проекта — «Кампусные курсы».
— Мы уходим от групповой поточной системы к свободному перемещению студента на кампусе. Это сложный организационной переход. Нам нужно отработать, как будут формироваться эти группы, а также каким образом будет передаваться нагрузка преподавателю, — говорит Ольга Калачикова, директор Центра развития качества образования ТГУ.
Принцип проекта подобен формированию коробочки с лапшой вок. Например, вы выбрали факультет прикладной математики и кибернетики. Основой будут базовые предметы по этой специальности. Скажем, это гречневая лапша. Теперь подбираете топпинги. Добавим несколько дисциплин по выбору. Например, курсы по психологии влияния (морепродукты), испанскому языку (сыр моцарелла) и основам масляной живописи (грибы шиитаке). И все это надо заправить сливочным соусом, которым выступит практикум по плаванию с аквалангом. Интересная получилась коробочка, не правда ли? А ингредиенты можно добавлять дальше по вашему вкусу.
Теперь контроль передается во власть студентов. Они будут «голосовать ногами»: выберут и придут на лекции к тому преподавателю, который им интересен. Если не выбирают и не ходят, у преподавателя может и не быть работы.
Создание и формирование общеуниверситетского каталога курсов уже завершено. Возможность записаться на занятия появилась в начале сентября на нынешний семестр, а также в феврале — на следующий. Сам проект рассчитан на три года. В первый год реализации проекта на кампусные курсы смогут записаться все студенты: как платники, так и бюджетники. Оплата преподавателей будет осуществляться отдельно по дополнительному соглашению.
В каталоге представлено более полторы сотни предложений от преподавателей разных факультетов. Скорее всего, их число вырастет. Есть курсы на русском и иностранных языках. В списке значится много дисциплин, которые не вписываются в какую-то отдельную специальность. Вот несколько примеров курсов из каталога: «Практикум по развитию креативного мышления», «Психология полов», «Основы танцевально-двигательной терапии», «Социальные медиа», «Томск: история и современность», «Платье вашей мечты (конструирование и технология)», «Дактилология и основы жестового языка», «Как начать свой бизнес» и другие.
По предварительным опросам, многие студенты заинтересованы в углублении предметных знаний. Есть много желающих получить навыки, которые могут оказаться полезными в повседневной жизни. Например, масса студентов захотела записаться на курсы по экономике и юриспруденции. На целый ряд курсов будут введены ограничения, поскольку они не могут быть восприняты без предварительной научной и практической подготовки. Как утверждалось ранее, на один курс может записаться около 20 человек. Но цифра может корректироваться.
Для нас это весьма дерзкий новаторский подход, а для Запада — уже устоявшая в своем механизме практика. В разных университетах и странах по этому поводу своя особая политика. Немецкие вузы больше ориентируются на то, чтобы регламентировать выбор студента. Ряд американских вузов, например, Университет штата Огайо, предоставляет всего три-четыре обязательных курса, а остальные идут по предпочтению студента. И это не предел. Программой Брауновского университета в Америке вообще не предусмотрено обязательных предметов, и все дисциплины закрепляются за студентом по его выбору.
— Мы были на стажировке в Высшей школе экономики в Москве. Там подобная практика реализуется уже третий год. Наши коллеги отмечают, что при возможности выбора примерно половина студентов активно проявляет интерес к курсам по смежным специальностям. В этом плане у нас, как мне кажется, условия гораздо лучше, — говорит Ольга Калачикова.
Но есть вероятность, что наша система образования с большим трудом перейдет на такой формат. У многих разработчиков образовательных программ возникает беспокойство, каким образом вуз сможет гарантировать полученную квалификацию, если большинство курсов студент выбирал по своему усмотрению. Особенно, если говорить о бакалавриате как программе базовой подготовки.
Конечно, это может быть серьезным минусом, но имеются и свои плюсы. Курсы подобного формата помогут расширить возможности мобильности преподавателей и студентов. Они дают шанс лекторам самостоятельно планировать время, когда они готовы прочитать свой курс. Например, курс «Основы ораторского мастерства» будут читать по средам и пятницам с 17-й по 23-ю неделю. Руководители и координаторы проекта предполагают, что могут возникнуть трудности, связанные с созданием удобного для всех расписания, но они будут решаться по мере поступления.