22 ноября, пятница
-12°$ 100,68
Прочтений: 6002

Свобода лучше несвободы

Почему экс-мэр Томска Макаров не должен сидеть в тюрьме

И все-таки томичи — особенные люди: для большинства из них главная городская новость первой декады сентября вовсе не приближающиеся выборы гордумы, а весть, пришедшая из Забайкалья: решение тамошнего суда об условно-досрочном освобождении из колонии экс-мэра Томска Александра Макарова. Соответственно и главный вопрос теперь у нас не о том, кого выберут в думу, а освободят Макарова или нет. Поскольку, дескать, прокурор по надзору может там обжаловать решение…

В общем, ждем-с. И держим кулачки. Не претендуя на репрезентативность собственного соцопроса друзей и знакомых, рискну заметить, что в большинстве своем люди либо приветствуют освобождение мэра, либо безразличны к сему факту. Желающих Макарову дальнейшего заключения обнаружить не удалось. Поэтому постараюсь ответить на вопрос, который сам себе и задал: почему Макаров не должен сидеть в тюрьме?

Вы знаете, друзья, мне стыдно в этом сознаваться, но десять лет назад, следя за новостями об аресте городского головы, я скорее ехидно потирал ручонки, нежели сочувствовал мэру. «Тебя посодют, а ты не воруй», «Вор должен сидеть в тюрьме»… Эти и другие подобные штампы помогали оправдывать собственную бессердечность вкупе с наивностью, если не сказать — глупостью. Нет, я, конечно, не кликушествовал, гадостей про Макарова в СМИ и соцсетях не писал, но все-таки считаю необходимым перед Александром Сергеевичем извиниться, пускай не за дела гнусные, но за помыслы грязные…

Помните советский анекдот про одессита, который спросил у продавца лотереи «Спринт», какова вероятность выигрыша по одному из билетов десяти тысяч рублей?

— Вы либо выиграете, либо нет. Поэтому — пятьдесят на пятьдесят.

К сожалению, за последние десять лет наше государство очень многое сделало для того, чтобы вероятность посадки любого гражданина исчислялась так же: пятьдесят на пятьдесят — или посадят, или нет. При этом истинная виновность или невиновность здесь в расчет как бы и не берутся — как говорится, был бы человек, а статьи найдутся. И было бы еще полбеды, если бы государство наше кого-то из жуликов сажало, а кого-то нет. Хуже всего то, что судебное преследование у нас зачастую носит характер заказной расправы для решения каких-то других, совершенно отличных от правосудия задач. Такую точку зрения я слышал не единожды, и, признаться, чем дальше, тем больше я склонен с ней соглашаться. К сожалению, конечно.

Взять хоть недавний пример с делом экс-директора «СХК» Владимира Короткевича, где, согласно решению суда, инициатором и организатором преступления оказался совсем другой человек, который, отсидев полгода, был подведен под амнистию и уже гуляет на свободе, а Короткевич — четвертый год за решеткой, общий срок — семь лет, да еще и 120 миллионов штрафа. Еще раз, медленно: не по мнению самого осужденного, не по словам его адвоката, а по решению суда — преступление задумал и осуществил человек, который в итоге получил условный срок и попал под амнистию, а Короткевич сидит семь лет за то, что рядом постоял…

Если говорить совсем уж серьезно, то в своих рассуждениях о возможном скором освобождении Александра Макарова я бы предпочел исходить из того, что приговор в отношении него был абсолютно справедлив.

Что мы видим в рамках этого приговора? Видим абсолютно демоническую личность, этакое сосредоточение зла в одном герое, а вокруг него видим его товарищей из районных, городских и областных органов власти, политиков, хозяйственников и прочих депутатов, которые все, как один, в белом. Эти люди в белом, конечно же, злодеяний, подобных макаровским, не совершали, вели себя, как зайки, дорогу переходили только на зеленый, починяли примусы, никого не трогали. И только когда Макарова задержали, а мэрское кресло еще хранило его тепло, они вдруг хором прозрели и единогласно отреклись от своего товарища еще задолго до какого-либо решения суда об его виновности.

Вот скажите мне, уважаемые читатели, верите ли в такую черно-белую картину? Вот и я о том же! И поэтому считаю, что Александра Сергеевича пора отпустить на свободу.

Продолжая оставаться на позициях приятия обвинительного приговора для Макарова, я предлагаю вспомнить и другие судебные процессы. То же популярное ныне дело Сердюкова — Васильевой, из которого первый вообще выкрутился, а вторая сидела дома, гуляла по бутикам, а потом предсказуемо вышла на свободу, то ли побывав в колонии, то ли нет…

Достаточно просто забить в поисковике фразу «условный срок за хищение миллионов (и миллиардов)», и перед вами появится целая россыпь новостей о добросердечности российской Фемиды.

А наш с вами Александр Сергеевич такой поблажки не получил, отсидел почти девять лет. И ведь не пацан молодой — скоро 70 лет исполнится. И, даже если он виноват во всем, в чем его обвинили, свое он уже отсидел. С избытком. А уж на фоне судебных решений последних лет — и подавно!

Долгих лет вам, Александр Сергеевич.

На свободе.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора