15 ноября, пятница
-8°$ 99,02

Ученые ТГУ выясняют, почему высыхают и загораются сибирские болота

Фото: пресс-служба ТГУ

Об этом сообщает пресс-служба вуза.

В ТГУ изучают, как меняются гидрологические условия и растительность болот после пожаров, а также ищут пути сохранения воды в болотах, подверженных антропогенному воздействию. Эта работа проводится в рамках проекта «Биогеотермические условия пирогенной деградации торфяных болот Томской области».

«Мы обнаружили, что уровень минерализации воды на болоте зависит от степени осушения. На одном из болот, внешне совершенно нормальном, мы отжали воду из верхнего слоя мха и сделали экспресс-тест. Оказалось, что степень минерализации намного ниже, чем норма. Мы даже подумали, что это прибор неисправен.

Но когда с помощью бура выкопали воронку на полную залежь торфяного слоя, то увидели, что воды там нет — «колодец» остался сухим, не наполнился, как это бывает обычно. Вода ушла из болота, гидрологический режим изменился», — рассказала руководитель проекта, старший научный сотрудник НИИ биологии и биофизики ТГУ Татьяна Рыбина.

Сухие торфяные болота становятся потенциальным источником природных пожаров. После того, как выгорает верхняя часть — лес, кустарники, моховая подстилка — пожар может перейти на торф. Торфяной слой в глубине невидимо тлеет годами. При этом внешне болото сохраняет относительно здоровый вид, скрывая внутри буквально «бомбу» с часовым механизмом.

«В этом году от РФФИ — Российского фонда фундаментальных исследований — мы получили не только продление гранта, но и увеличение финансирования. Проект идет по нескольким направлениям.

Во-первых, мы продолжим исследовать изменения растительности на болотах, где из-за пожаров в разные годы изменился гидрологический режим. Вторая интересная задача — установить зависимость уровня минерализации болота от его засушенности и составить ряды данных, подтверждающие эту гипотезу», — отметила Рыбина.

Третье направление, которое интересует участников проекта, — это создание 3D-модели исследуемого объекта. С помощью нее исследователи выяснят, как болото реагирует на те или иные воздействия, например, на рекультивацию после разлива нефти. Уже понятно, что существуют методики рекультивации, не разрушающие природные условия и позволяющие сохранить гидрологию болота.

«На модели мы покажем, как проводить безопасное воздействие на территорию или какие мероприятия поспособствуют восстановлению обводнения. Математическая модель позволит нам узнать и критические величины воздействий, при которых болото начнет разрушаться.

Работу по моделированию мы давно ведем с нашими партнерами — компанией «Синтез Интеллектуальных Систем», вышедшей из бизнес-инкубатора ТГУ. Первые модели мы делали для больших территорий — Васюганского болота. А теперь сосредоточимся на микрообъекте, но с наиболее полным набором характеристик», — пояснила руководитель проекта.