28 ноября, четверг
-5°$ 108,01
Прочтений: 10814

Крах «Томской недели» - случайность или закономерность?

Неожиданная, не только для многочисленной (около 30 тысяч человек только по официальным данным) читательской аудитории, но и для сотрудников, приостановка выпуска газеты «Томская неделя» стала одним из наиболее приметных событий в томском политическом пространстве. Почему в политическом – вопрос риторический. Начиная с лета прошлого года «Томская неделя» была не только единственным независимым от властей (то есть не связанным с властями договорами «об информационном обслуживании») печатным изданием, но и единственно доступной площадкой для публичного позиционирования представителей политической оппозиции. Помимо главного альтернативного кандидата на пост томского мэра Александра Деева, на страницах газеты нашли свое место в публичном пространстве все более или менее приметные противники действующей власти. Причем, не только горожане – что, возможно, более значимо, «Томская неделя» предоставила слово альтернативным точкам зрения из районов. В глубинке возможностей высказаться, как правило, немного: СМИ полностью контролируются администрациями, что и создает иллюзию полного и всеобщего довольства. А тут «Томская неделя»…

Однако выборный сезон миновал, и «Томская неделя», продержавшись на плаву три с небольшим месяца, дала первый сбой. Выпуск номера от 29 мая сорван – типография «Облмашинформ» отказалась печатать газету за долги. Долг газеты перед типографией, как выясняется, превышает миллион рублей, и шансов на скорое его погашение на горизонте не наблюдается. Что неприятно, долговые обязательства перед типографией вовсе не исчерпывают всех долгов оппозиционной газеты – имеются еще долги перед налоговыми органами, пенсионным фондом и даже редакционным коллективом.

Если заглянуть немного вглубь проблемы, становится понятно, что временный сбой в выпуске «Томской недели», явление не случайное, а скорее - закономерное. Долговые обязательства ЗАО «Сибирские инвестиции», являющегося собственником «Томской недели» с лета прошлого года, копились не первый месяц. Ситуацию усугубляла катастрофическая неясность с конечными собственниками издания – за полгода, по имеющейся информации, сменилось не менее четырех владельцев основной доли в ООО «Томская неделя». Вкладывать средства в газету, принципиально не приносящую материальной выгоды, ни один из них так и не захотел, а вкладываться в неопределенные «политические дивиденды» в период кризиса - дело недальновидное. Незначительные средства, собираемые рекламным отделом газеты, поначалу уходили на выплату зарплат сотрудникам редакции, затем стали разделяться между журналистами и «должниками первой очереди», в частности УФНС. А затем счета газеты оказались арестованы – копить долги бесконечно не может себе позволить ни одно юридическое лицо.

Вот и получается, что для «удушения голоса свободной прессы» вовсе не нужны ни административный ресурс, ни многосложное «перекрывание рекламных каналов», ни пресловутое «политическое давление». Достаточно допустить, что бы газета попала в руки не слишком эффективного менеджмента, помимо краткосрочных политических интересов никаких целей в информационном пространстве не преследующего. Эпоха информационный войн, «кормившая» большинство региональных изданий более десятилетия, безвозвратно ушла. Новых способов пополнения собственной копилки, кроме продажи редакционной позиции власть предержащим, не осталось. Крупные рекламодатели, способные наполнить бюджет издания, газетами полумиллионных городов вовсе не интересуются, местный рекламный рынок перекошен постоянным демпингом, который устраивают друг другу конкурирующие издания.

Вот и получается, что вся свобода слова зиждется исключительно на доброй воле благорасположенного мецената, готового месяц за месяцем тратить деньги «на справедливость». В Томске таковых более не обнаруживается. А значит и у «Томской недели» долгосрочный перспектив, похоже, нет. Хотя, чудеса временами случаются. Говорят, месяц назад, в некоторых районах Индии глиняные слоники снова начали пить молоко...