22 ноября, пятница
-12°$ 100,68
Прочтений: 7091

Экзамен на «выживание»

Фото: Depositphotos/anaken2012

Такой экзамен сегодня предстоит сдать каждой автошколе региона в связи с тем, что с августа 2014 года начали действовать новые правила лицензирования. Теперь все автошколы должны пройти проверку ГИБДД, согласовать с ведомством программу обучения и получить заключение о соответствии нормативно-материальной базы. И пока выполнить эти требования получилось лишь у нескольких автошкол региона из нескольких десятков.

Если точнее, то теперь у автошколы должно быть три документа, при наличии которых она получает право на ведение образовательной деятельности. Первый и основной — это, конечно, лицензия. Остальные два стали необходимыми после введения новых стандартов по указу министерства образования с августа 2014 года. В соответствии с ним автошколы должны получить два заключения у ГИБДД: о соответствии образовательной программы и нормативно-технической базы. Осуществлять учебную деятельность автошколы имеют право на основании лицензии.

Однако есть один нюанс. ГИБДД не примет экзамен у учеников автошколы без соответствующих заключений. Исключения составляют курсанты, которые начали обучение до 16 августа 2014 года. Стоит отметить, что лицензии на обучение имеют все 67 автошкол, которые сейчас зарегистрированы в Томской области. А вот разрешения получили только 30 школ.

По словам старшего государственного инспектора отдела надзора УГИБДД по Томской области Бориса Порутчикова, к автошколам сегодня предъявляют целый блок требований.

— Это наличие на законном основании владения или аренды учебного помещения, собственный автодром или договор его аренды, из нового — знаки и разметка на автодроме. Также наличие учебного оборудования: компьютеры, мониторы, проекторы, наглядные пособия в виде плакатов или на дисках, флешках, наличие манекена для проведения занятий по оказанию первой помощи, автомобили, прошедшие техосмотр, квалифицированный персонал, — перечисляет инспектор.

Кроме этого, у организации должна быть образовательная программа, соответствующая стандарту министерства образования, в который входит и наличие собственного интернет-сайта. Сделать сайт сейчас не проблема, но, как оказалось, у периферийных школ с этим возникли сложности. На этом сайте потенциальный или реальный ученик может получить всю необходимую информацию о процессе обучения и самой автошколе.

Другой пласт проблем, который вскрыли новые требования к автошколам, — это статус автодромов, на которых идут занятия.

— Часто, когда требуется подтверждение владения на законных основаниях помещениями и автодромом, начинаются проблемы. Раньше никто не проверял эту законность — есть площадка, на ней и занимались. Когда мы копнули глубже, то увидели, что не все так благополучно, — говорит Борис Порутчиков.

Согласование программы и получение заключения — это два шага, которые должны пройти все автошколы. По словам инспектора, обычно школы сначала согласовывают программу, а уже потом проходят проверку ГИБДД на заключение о соответствии нормативно-материальной базы. Многие автошколы смогли согласовать свои программы, а вот со вторым пунктом совладать пока не могут.

— У многих автошкол не заключены договора аренды или владения учебными классами, нет документов на автодром, — заключил Порутчиков.

Всему виной кризис

В самих автошколах отмечают, что процесс получения разрешений небыстрый, и даже при наличии всех документов и оборудования получить его за две недели не получится. Автошкола «Политехник» первая из действующих получила все заключения, подав документы в начале сентября. Новые ученики заняли свои места за партами только спустя два месяца — в ноябре.

— Для нас новые требования не были неожиданностью, — говорит преподаватель автошколы «Политехник» Евгений Подерин. — Как только постановление вступило в силу, мы начали собирать необходимый пакет документов. На это ушел весь месяц.

По словам Подерина, само постановление не регламентирует соблюдение каких-то сверхъестественных правил — все они вполне выполнимы.

— Такие вещи, как наглядные или мультимедийные пособия по программе обучения, техосмотр автомобилей, документы на учебные помещения и автодром, справки о квалификации инструкторов и персонала — это основа. Добавилось лишь несколько позиций — прицеп, знаки и разметка на автодроме. К примеру, автодром у нас площадью 3,2 тысячи квадратных метров при норме в 2,4 тысячи «квадратов».

Документы автошкола сдала в начале сентября и стала ждать выездной проверки ГИБДД.

— Образовательную программу мы согласовали в сентябре. В нормативный двухмесячный срок ГИБДД уложились, прошли проверку и получили разрешение.

С сентября по ноябрь автошкола не принимала учеников, так как без согласования учебной программы и заключения от ГИБДД получить водительское удостоверение обучающиеся не смогут. Автошколы в соответствии со своей лицензией могут набирать учеников, обучать их, проводить внутренний экзамен, но ГИБДД не примет экзамен у учеников автошколы, которой не имеет разрешения.

— Мы набрали группу курсантов до 15 августа, а следующую — уже после получения заключения, то есть в ноябре,— говорит Евгений.

На вопрос о том, стало ли дороже обучение в автошколе, Евгений ответил, что да. Ведь не только увеличилось количество часов при подготовке учеников — кризис также не обошел стороной «Политехников».

— В среднем цена обучения увеличилась на 20 %, — пояснил Подерин. — Это вызвано нынешней ситуацией в стране. У нас из 22 автомобилей отечественные только один-два. Остальные — иномарки. Поскольку выросли цены на обслуживание автомобилей, моторные масла, запчасти, выросли и цены на обучение. Что касается затрат на приведение в порядок нормативно-технической базы, то она была одна — мы купили прицеп.

Сейчас в автошколе учится около 120 курсантов, всех их автошкола сможет вывести на экзамен ГИБДД.

«Не могу сдать экзамен»

Автошкола «Политехник» «прогремела» в томских СМИ в феврале. В новостях писали, что прокуратура запретила автошколе принимать учеников из других учреждений, которые еще не получили заключения.

— К нам обратилась одна из автошкол с просьбой перевести к нам своих курсантов, — объяснил Евгений Подерин. — Мы не понимаем, чем отличаемся от другого учебного учреждения, но решили уточнить в ГИБДД, возможно ли это. Там посоветовали проконсультироваться в прокуратуре. Мы сами написали заявление, и оказалось, что так нельзя. Поэтому в приеме учеников из других автошкол, не прошедших проверки, пришлось отказать. Хотя к нам до сих пор обращаются с такими просьбами.

Один из таких курсантов, который был бы рад перевестись в другую автошколу, поделился своей историей. Молодой человек пожелал остаться анонимным.

— В сентябре я подал документы в автошколу «Первоклассная», — рассказал он. — Прошел теоретический и практический курсы, а экзамены сдать не могу, пока у автошколы нет разрешения. Экзаменов я жду уже два месяца, и неизвестно, сколько еще буду ждать. Я не один такой. Все, кто учился со мной, не получили права и не сдавали экзамены. Автошколы, получившие заключение, отказываются меня обучать, ведь мне нечем подтвердить факт обучения в моей автошколе — обычно, в таких случаях сдают внутренние экзамены и переводятся, но у меня не было даже внутренних экзаменов.

Молодой человек обратился напрямую к директору школы с требованием установить дату экзамена.

— Он мне предложил два варианта: либо я это заявление забираю, и мы остаемся «друзьями» (так он сказал), либо он его примет и подпишет, но потом отчислит меня. Когда я спросил, за что, он ответил, что основание всегда можно придумать. В общем, заявление пока я оставил себе.

На днях парень узнал, что автошкола установила экзамены. По его словам, теоретический экзамен курсанты будут сдавать 18 апреля, а практический — 21-го. Однако эта автошкола все еще находится в списке учреждений, не получивших разрешение. За разъяснением мы обратились к директору «Первоклассной» Сергею Клементьеву.

— Мы вот-вот ждем разрешения, — сказал он, — готовы прийти к крыльцу ГИБДД, сесть и ждать когда нам его дадут.

По словам директора автошколы, «Первоклассная» обращалась в ГИБДД уже два раза. Но оба раза в заключении было отказано.

— Чего-то не хватает все время. Документы на автодром и на учебные классы у нас в порядке, но мы не можем попасть в ГИБДД. Есть автошколы, которые уже по четыре раза проходили эту аттестацию, а мы два раза выпросить не можем. Впервые написали заявление в декабре, а проверять пришли только в январе, в последний раз у нас были 3 марта. Когда теперь, не знаю, — пояснил Клементьев.

Директор не согласен с претензиями ГИБДД, которые он считает необоснованными.

— Соглашусь, в первый раз у нас были недочеты, но во второй инспекторы уже начали выискивать нарушения. Написали нашему механику, что он не проходил повышение квалификации, а у него диплом механика, что ему, каждые пять лет учиться? — недоумевает директор автошколы.

На вопрос, как обратившийся к нам парень будет сдавать экзамен, если школа еще не получила заключения, Сергей Клементьев ответил, что 21 апреля экзамен в ГИБДД будут сдавать только те, кто начал обучение до введения новых правил.

Всем ученикам, кто проходил обучение в автошколах, не получивших заключения, следует обращаться в прокуратуру и требовать возмещения ущерба за получение некачественной услуги. Если же вы планируете получить права, то советуем обращаться только в «качественные» автошколы. С актуальным списком можно ознакомиться на сайте ГИБДД. Там же размещен перечень организаций, которым в выдаче разрешения было отказано.